Силовики пока ограничивают свое вмешательство в ливанскую политику разгоном демонстраций. Фото Reuters
В понедельник в ливанском парламенте должны были официально начаться консультации по вопросу о согласовании нового кандидата на пост премьер-министра. Однако, судя по сообщению Associated Press, согласование в предварительном порядке уже произошло. По всей вероятности, премьер-министром станет Наджиб Микати, ливанский миллиардер, возглавлявший кабинет министров в 2005-м, а также в 2011–2013 годах. Ему скорее всего предстоит сформировать новое правительство вместо Саада Харири, ушедшего в отставку после многочисленных, но неудачных попыток договориться с президентом Мишелем Ауном о создании нового кабинета министров.
Переговоры должны, по идее, завершить затяжной политический кризис в стране. Не далее как 15 июля после 20 неудачных попыток договориться с президентом Ауном о составе нового правительства назначенный премьером еще в октябре прошлого года Саад Харири заявил о своей отставке. Оба политика так и не смогли поделить между собой власть. Харири предлагал включить в кабинет министров специалистов-технократов. Аун настаивал на присутствии в правительстве так называемой «четверти», то есть пяти-шести назначаемых им лично министров. Это давало бы ему право если не полностью контролировать работу кабинета министров, то хотя бы блокировать не устраивающие президентскую команду Ауна решения, однако препятствовало бы проведению реформ, на которые был настроен Харири. Между тем затягивание вопроса с формированием правительства самым пагубным образом сказывалось на экономической ситуации в стране, где стремительно растет количество людей, живущих за чертой бедности.
Встрече президента Мишеля Ауна с главами парламентских блоков предшествовало состоявшееся в воскресенье заседание так называемого клуба бывших премьер-министров, на котором было принято решение поддержать Наджиба Микати. За его кандидатуру выступили Саад Харири, Фуад Синьора, Таммам Салям. Он имеет надежные политические связи в различных политических партиях и движениях Ливана, в том числе и в «Хизбалле». Только в понедельник его кандидатуру поддержали такие партии и движения, как «Будущее», «Национальное собрание», «Демократический блок» и другие. Для сравнения: 10 лет назад, когда решался вопрос, кому возглавлять правительство, между сторонниками Микати и Харири нередко возникали потасовки. Сегодня эти политики действуют заодно, их главной задачей является преодоление противодействия со стороны Ауна и его союзников.
Микати – один из самых состоятельных ливанцев, а в списке богатейших людей планеты он занимает 446-е место с капиталом не менее 2,6 млрд долл.
Микати станет уже третьим главой кабинета министров, назначенным после взрыва в морском порту Бейрута. Первым стал бывший ливанский посол в Германии Мустафа Адиб, который должен был сменить ушедшего в отставку сразу после взрыва Хасана Диаба, успевшего поработать премьером всего несколько месяцев. Однако Адиб из-за сильного противодействия со стороны ряда партий уже через месяц отказался формировать правительство. Вторым стал Саад Харири, так и не сумевший поладить с Мишелем Ауном. Его попытки сформировать правительство продолжались в течение девяти месяцев, но так ни к чему не привели. И вот теперь Наджиб Микати.
Самый важный вопрос, который сегодня больше всего интересует ливанцев, заключается в том, сумеет ли Микати преодолеть сопротивление Мишеля Ауна и его партии (ею заправляет сегодня президентский зять Джебран Бассыль) и сформировать правительство, без которого никто на Западе не даст Ливану ни цента помощи. В то же время пресс-служба Микати распространила сообщение, в котором опровергла слухи о том, что во время консультаций были подготовлены списки членов правительства и распределены портфели.
Между тем Ливан находится в тяжелейшем политическом и финансовом кризисе, который, возможно, входит в тройку наиболее тяжелых, начиная с середины XIX века. По мнению Адиба Нааме, специалиста по устойчивому развитию, бывшего члена экономического и социального комитета по Западной Азии, на которого ссылается египетский журнал Noonpost, ливанский кризис возник не спонтанно, а преднамеренно. В качестве доказательства он приводит данные из недавнего отчета Всемирного банка.
За два года кризиса ливанская лира утратила 90% своей стоимости. В стране не хватает топлива для того, чтобы обеспечить работу хотя бы двух из имеющихся в стране четырех электростанций. Из-за этого некоторые районы Ливана получают электроэнергию в течение всего 3–4 часов в сутки. С Ираком заключен договор на поставку 1 млн т топлива, но его поставка ожидается только через несколько недель. Непонятно, что будут использовать в течение ближайшего времени на ливанских электростанциях и на автозаправках, где в очередях за бензином все чаще вспыхивают перестрелки между ливанцами.
Армия и полиция, сами испытывающие такие же, как и остальное население, трудности, пока соблюдают выдержку и нейтралитет, ограничивая свои действия лишь разгоном демонстрантов, перекрывающих дороги, и поддержанием общего порядка.
комментарии(0)