Возможной жертвой шпионской программы Pegasus оказался не кто иной, как французский президент. Фото Reuters
Президент Франции Эмманюэль Макрон созвал в четверг Совет по обороне страны. Тема обсуждения касалась кибербезопасности в общем и безопасности в целом. Накануне в ходе журналистского расследования выяснилось, что за главой государства и членами правительства могла вестись слежка. Предположительно за ней стоят марокканские спецслужбы, пишет Monde. Франция грозит серьезными последствиями в случае правдивости фактов расследования. В Марокко отвергают все обвинения и грозят судом тем, кто утверждает, что это африканское государство пыталось вторгнуться в дела бывшей метрополии, от которой обрело независимость 65 лет назад.
Во Франции разгорается скандал, связанный со шпионским программным обеспечением Pegasus израильской фирмы NSO Group, который использовался не для слежки за террористами, а для наблюдения за политиками, правозащитниками и журналистами. Ранее аналогичный скандал грянул в Венгрии. Однако если там в слежке подозревают венгерского премьер-министра Виктора Орбана, то в Пятой республике пострадавшими выступают сами власти. Механизм действия Pegasus прост и коварен. Вирус-шпион проникает в аппараты Android, iPhone или BlackBerry незаметно для пользователя, вне зависимости от того, открывал он какое-либо зараженное письмо или нет.
В базе данных телефонов, которые могли быть заражены при помощи Pegasus, составленной в результате совместного расследования Amnesty International, НКО Forbidden Stories и ряда изданий, помимо номеров 15 членов французского правительства фигурирует аппарат, которым пользовался не кто иной, как Эмманюэль Макрон. Среди пострадавших от незаконной слежки есть также бывший премьер-министр, а ныне мэр Гавра Эдуар Филипп.
Сам факт того, что контакты политиков оказались в базе данных предположительно прослушиваемых телефонов, не является прямым доказательством того, что за ними следили. Очевиднее ситуация бывшего министра экологии Франсуа де Рюжи. В его телефоне были обнаружены прямые следы взлома при помощи Pegasus. Де Рюжи уже написал заявление в прокуратуру, а также запросил аудиенции у посла Марокко во Франции, для которого ближайшее время явно окажется непростым. В Рабате уже объявили, что любой, кто станет утверждать, что спецслужбы страны использовали программное обеспечение фирмы NSO Group, получит судебный иск.
В базе данных расследования оказались телефоны нескольких чиновников ЕС. Самый известный из них – глава Евросовета Шарль Мишель. Канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что странам, где отсутствует судебный надзор, нельзя предоставлять возможность пользоваться технологиями, подобными Pegasus. В Израиле законодатели уже начали подготовку изменений в статьи о военном экспорте, чтобы избежать схожих скандалов, бросающих тень на Тель-Авив.
«Такие истории всплывают не впервые, в том числе во Франции. Еще при правлении Франсуа Олланда выяснилось, что американцы шпионили за политиками Европы. Санкций никаких не последовало, все пошло не дальше выражения недовольства. Это же касается и майского скандала, когда в СМИ появилась информация, что США использовали для слежки за европейцами датских партнеров. Думаю, то же самое произойдет и теперь», – рассуждает ведущий сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров.
Эксперт в разговоре с «НГ» пояснил, что Пятая республика старается в Северной Африке действовать осторожно и проблемы в осуществлении своей политики в этом регионе никому во французском руководстве не нужны. «Марокко – достаточно стабильная страна, избежавшая негативных последствий арабской весны. В ней есть интересы и у французского бизнеса – например, по части строительства высокоскоростной железной дороги», – говорит Федоров. Эксперт предположил, что марокканские власти могли интересовать потенциальные действия Макрона во всей Северной Африке. Все-таки отношения Марокко с соседями – Алжиром и Мавританией – из-за конфликта вокруг Западной Сахары остаются сложными.
комментарии(0)