Ибрагим Раиси намерен ужесточить условия диалога с американцами. Фото Reuters
Между иранскими и американскими чиновниками состоялась загадочная заочная дискуссия. В Тегеране заявили, что достигнута договоренность об обмене заключенными. По 10 человек с каждой стороны должны вернуться домой. В США это официально опровергли, попутно обвинив Иран в попытке затянуть переговоры по возвращению к условиям Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе (СВПД, или «ядерная сделка»).
Первым о договоренности по заключенным сообщил заместитель главы иранского МИДа Аббас Арагчи. В своем Twitter он подтвердил, что его страна предложила поставить на паузу переговоры по «ядерной сделке» в Вене до тех пор, пока в Иране не приступит к работе новое правительство. В июне в Исламской Республике прошли президентские выборы. Их победителем стал Ибрагим Раиси.
Такая постановка вопроса существенно затягивает диалог между двумя странами. Инаугурация Раиси в качестве президента Ирана пройдет 5 августа. Потом пройдет формирование нового правительства. Ведь в соответствии с иранскими законами с избранием президента оно обязательно меняется. В августе меджлис (парламент) страны должен новое правительство утвердить. Дальше потребуется какое-то время на формирование команды переговорщиков. Соответственно получается, что иранцы смогут приступить к предметному обсуждению «ядерной сделки» не раньше осени.
Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин в комментарии «НГ» отметил, что оттягивание переговоров – в интересах Раиси и его команды. «Им совершенно неинтересно, чтобы лавры за восстановление СВПД отошли уходящему президенту Хасану Рухани», – сказал он.
Кроме того, Арагчи написал о том, что есть некая договоренность с США и Великобританией об обмене заключенными. Причем его текст написан так, что создается впечатление: обмен – это часть переговоров по «ядерной сделке». По словам Арагчи, «десять заключенных могут быть освобождены всеми сторонами завтра, если США и Великобритания выполнят свою часть договора».
С критикой этого заявления выступил официальный представитель Госдепартамента Нед Прайс. Предложение дождаться нового правительства он назвал попыткой снять с себя ответственность за затягивание переговоров, а слова о сделке по заключенным объявил прямой ложью. Прайс утверждает, что никакой договоренности такого рода нет. А Арагчи, по его словам, лишь пытается напрасно обнадежить семьи лиц, которые могут быть обменены.
В воскресенье в этот заочный спор вмешался официальный представитель иранского МИДа Саид Хатибзаде. «Возмутительно, – написал он в своем Twitter, – США отрицают простой факт, что есть согласованная сделка по вопросу удерживаемых лиц». Хатибзаде настаивает, что «гуманитарный обмен был согласован с США и Великобританией в Вене отдельно от СВПД». С его слов выходит, что была договоренность об обмене 10 человек с каждой стороны. «Иран готов действовать СЕГОДНЯ», – написал он.
Его стране и Западу и в самом деле есть кого менять. И у американских, и у британских, и у иранских спецслужб достаточно «трофеев» в виде лиц с двойным гражданством, которые попадают за решетку по обвинению или подозрению в шпионаже. Так, известно, что в Иране сейчас находится в заключении как минимум четверо человек с американскими паспортами. В прошлом году к 10 годам тюрьмы за шпионаж в пользу США был приговорен американский бизнесмен иранского происхождения Эмад Шарги. С 2015 года в иранской тюрьме находятся американцы Сиамак Намази и его сын Бакер Намази, также обвиненные в шпионаже. В заключении в Иране – и активист-эколог Морад Тахбаз, имеющий британское подданство. Самый же известный британский заключенный иранской тюрьмы – это сотрудница благотворительного фонда «Томсон-Рейтер» Назанин Загари-Рэтклифф. Ее приговорили к пяти годам тюрьмы за шпионаж и подстрекательство к мятежу, выразившееся в участии в антиправительственных протестах 2009 года. В марте 2021 года срок закончился, но Загари-Рэтклифф была взята под стражу вновь, на этот раз за антиправительственную пропаганду.
В свою очередь, и иранцам есть кого потребовать у США. Например, политолога Каве Лофтоллы Афрасиаби. Ему инкриминируется незаконная лоббистская деятельность в США в пользу Ирана. Афрасиаби был задержан в январе этого года, и его арест многие эксперты называли частью плана Дональда Трампа по срыву сближения с Ираном, которое собирался начать Джозеф Байден. Однако о массовом обмене удерживаемых лиц до сих пор ни в США, ни в Иране не говорили.
Сажин в комментарии «НГ» предположил, что новая команда переговорщиков от Раиси будет более жесткой и неуступчивой, чем переговорщики от Рухани. Если это предположение верно – то можно сказать, что неожиданно возникшая тема обмена заключенных является предвестником ужесточения позиции иранской стороны. Не исключено, что Раиси будет повышать ставки на переговорах, демонстрируя, что договоренность о СВПД в первую очередь нужна США, а не Ирану.
комментарии(0)