Фото Reuters
В Эфиопии объявили результаты парламентских выборов, прошедших 21 июня этого года. Согласно данным Национального избирательного совета Эфиопии Партия процветания, которую возглавляет премьер-министр Абий Ахмет Али, правящий страной с 2018 года, получит 410 из 436 мест в парламенте. Правда, голосование прошло не во всей стране. Для мятежного штата Тыграй, где совсем недавно шла война со сторонниками отделения от Эфиопии, не назначена даже дата выборов. Это чревато возобновлением кровопролития.
Новый созыв парламента сможет начать работу приблизительно в октябре, считают эксперты. Хотя оппозиция и выразила недовольство выборным процессом, а представители главной оппозиционной силы, партии «Граждане Эфиопии за социальную справедливость» подали в избирком более 200 жалоб на то, что наблюдатели не допускались местными чиновниками и полицейскими, победа Партии процветания все-таки очевидна. Она важна потому, что еще недавно в СМИ высказывалось мнение, что главной проблемой Абия Ахмеда станут вовсе не тыграйцы, а противостояние между народностями оромо и амхара. Особенно большие опасения внушали первые, так как среди них заметно усилились националистические настроения.
«Противоречия между оромо и амхара сохраняются до сих пор на партийном и низовом уровне. Однако ввиду того, что Абию Ахмеду удалось вывести из правового поля ряд экстремистски настроенных организаций оромо, и привести в политику часть оромо, он обеспечил победу своей партии в ключевом регионе. А в районе Амхара поддержка у премьера и раньше была довольно велика. К тому же молодежные националистические формирования амхарцев сумели взять себе часть спорных с Тыграем территорий, что впрочем, не означает, что их союз с центром будет прочным», – сказал «НГ» автор Telegram-канала о Черной Африке Zangaro Today Алексей Целунов.
Итак, лауреат Нобелевкой премии мира Абий Ахмед получил мандат еще на пять лет. Однако этот успех может быть перечеркнут тем, что ему не удалось провести голосование в Тыграе. Там, в результате вооруженного конфликта, вспыхнувшего в ноябре 2020 года и продолжавшегося до июня этого года, власть перешла к местным сепаратистам. Боевые действия развивались быстро. Сначала федеральные войска, при поддержке Эритреи, достигли успехов и заняли столицу региона, город Мэкэле. Однако затем силам, связанным с Народным фронтом освобождения Тыграя (НФОТ) удалось пленить несколько тысяч солдат федеральной армии. Сепаратисты сумели отвоевать значительную часть своего региона. Правда, полностью независимым от Аддис-Абебы Тыграй все-таки не станет, считает Целунов. Виной этому – экономическое положение: штат был целиком зависим от гуманитарной помощи, распределяемой через центр страны, еще до конфликта.
«Результат выборов в определенном смысле отражает сложившийся за пределами Тыграя провоенный консенсус и степень доверия премьеру», – полагает Целунов. В самом Тыграе ситуация сложнее, чем в остальной Эфиопии. НФОТ правила этим штатом задолго до конфликта, и запятнала свою репутацию репрессиями, авторитаризмом и коррупцией, фальсификациями выборов в 2005 году, а также подавлением волнений в 2015-2016 годах. Многие опасаются, что НФОТ получит теперь полный контроль над регионом, а иногда и просто ведутся на пропаганду против сепаратистов. «Впрочем и НФОТ тоже ведет пропаганду, и даже имеет связи с рядом западных экспертов, из-за чего ситуация тоже воспринимается не совсем объективно», – подчеркнул Целунов.
Вместе с тем эксперт отметил, что Абий Ахмед вынужден продолжать многие инфраструктурные проекты НФОТ, в том числе строительство гигантской ГЭС «Хидасэ», которая позволит решить спор о водах Нила в пользу Эфиопии. Это повышает доверие к центру в регионе. Кроме того, война итак дорого стоила штату Тыграй. 90% населения оказалось под угрозой голода. Число жертв войны и прямого насилия в отношении мирного населения, чем особенно «отличились» эритрейцы, подсчитать трудно. Однако оно значительно. Все это побуждает США, где Джозеф Байден пытается восстановить статус страны как всемирного защитника прав человека, оказывать давление на власти Эфиопии и Тыграя с тем, чтобы те не начали конфликт по новой.
«Абия Ахмеда злит, что на Западе игнорируют причины войны, которая во многом началась из-за бескомпромиссности НФОТ. Но и сам премьер небезгрешен, хотя бы уже тем, что не сумел быстро закончить конфликт и долгое время упорно отрицал присутствие эритрейцев в Тыграе. Это на Западе осознают, поэтому относятся к победителю парламентских выборов настороженно. К тому же строительство дамбы на Ниле вызывает беспокойство Египта, который усиленно лоббирует в США меры давления на Абию Ахмеда. Так что пространства для маневра у Аддис-Абебы становится все меньше», – считает Целунов.
комментарии(0)