Cергей Лавров рассказал министру иностранных дел Индонезии Ретно Марсуди, что Россия заинтересована в укреплении двустороннего сотрудничества. Фото Reuters
В тот момент, когда в Индонезии бушует инфекция, в Джакарту прибыл глава МИД РФ Сергей Лавров. Во время встреч с президентом Джоко Видодо и министром иностранных дел Ретно Марсуди речь шла об укреплении связей с крупнейшей мусульманской страной на уровне стратегического партнерства. Обсуждались поставки российской военной техники, возможность производства на месте «Cпутника V». Другой важной темой были события в Мьянме. Россия высказалась за то, чтобы АСЕАН продолжал курс на достижение компромисса между военными и сторонниками свергнутого ими правительства.
Ряд экспертов, как утверждает британская газета Independent, говорят, что и Россию, и Индонезию нужно поместить в красный список 50 с лишним государств, поездки в которые должны быть связаны с выполнением тестов и соблюдением карантина в отеле в течение 10 дней. Разгул пандемии, однако, не помешал давно назревшей поездке Лаврова и сопровождавшей его делегации. Ведь последний раз наш министр посетил Индонезию почти четыре года назад. Так что тем для обсуждения накопилось достаточно. В частности, это регистрация вакцины «Спутник V» и ее локальный выпуск. По сведениям ТАСС, в Москве для дискуссий по этому вопросу в июне побывала делегация Индонезии.
Между Москвой и Джакартой идет доверительный политический диалог. Старт ему был дан еще в 50-е годы прошлого века в эпоху главы советского правительства Никиты Хрущева, которого приветствовали во время визита в Индонезию толпы людей. Но потом, после антикоммунистического переворота в Индонезии этот диалог был надолго заморожен. Новая Россия возродила его. Президенты двух стран совершили поездки друг к другу.
В беседе с «НГ» руководитель отдела Юго-Восточной Азии (ЮВА) Института востоковедения РАН Дмитрий Мосяков отметил: «Страны АСЕАН традиционно проводили политику балансирования между США и Китаем. Но сейчас продолжать этот курс стало трудно. Ведь отношения между двумя державами обострились. В такой ситуации страны ЮВА традиционно пытаются расширить поле для политического маневра. Они привлекали Японию, Австралию, Индию. Но эти три страны входят в Quad – «четверку» вместе с США и идут по пути формирования военно-политического союза. А Россия оказывается единственной крупной державой, которая находится в стороне от этого конфликта. Россия здесь может выступать как некий независимый арбитр, который поддерживает собственное видение стран ЮВА насчет будущего Азиатско-Тихоокеанского региона».
Видение этих государств коренным образом отличается от того, что им навязывают американцы. «США рассчитывают больше на военно-политический альянс, на сдерживание Китая. А члены АСЕАН, как показали заседания блока в 2020 году и накануне начала пандемии, стремились расширить горизонты экономического сотрудничества, создать большую зону свободной торговли. В связи с этим им крайне важно найти поддержку своей позиции», – пояснил эксперт.
Россия, естественно, сама хотела бы расширить свое присутствие в регионе. Это прежде всего сфера военно-технического сотрудничества. Тут особенно широко развиваются связи с Вьетнамом и Мьянмой. А с Индонезией сложнее. Из-за американских санкций индонезийцы отказались от покупки российских истребителей Су-35. Индонезийцы надеялись, что за это американцы поставят им свои новые самолеты, причем с большой скидкой. Но американцы никаких скидок им не предложили. Может быть, будет снова обсуждаться контракт с Россией, предположил Мосяков.
Что касается Мьянмы, то АСЕАН, в отличие от западных стран, никаких санкций против нее не вводит. Члены группировки договорились, что приедет делегация АСЕАН и будет пытаться примирить генералов и сторонников Аун Сан Су Чжи. «Санкции, которые ввели американцы, японцы, – это одно, а политика АСЕАН – совсем другое. У членов АСЕАН сдержанная позиция. Они высказались за восстановление демократии, но создали платформу для взаимного примирения. Тут в позиции АСЕАН и России особых различий нет», – заключил эксперт.
Действительно, Россия, как сказал Лавров, поддерживает политику АСЕАН, касающуюся Мьянмы. Кстати, совсем недавно в дискуссиях на эту тему засветился бывший президент РФ Дмитрий Медведев, о котором в последнее время публика нечасто слышит. Он в качестве заместителя председателя Совета безопасности России принял участие в круглом столе представителей политических партий АСЕАН. Медведев заявил, что Москва отвергает практику объявления незаконных односторонних санкций, протекционизма и вмешательства во внутренние дела государств.
В чей огород брошен этот камень, ясно. По крайней мере на уровне деклараций Москва в ЮВА действует в унисон с Пекином.
комментарии(0)