Фото REUTERS
Численность КПК превысила 95 млн человек. Причем, по данным прессы, особенно много желающих вступить в ряды среди молодежи. Заботясь о пополнении кадров, Пекин по советскому образцу создал Центральную партшколу и ее аналоги на местах вплоть до уезда. Но КПСС – не вдохновляющий пример. Эксперт «НГ», читавший лекции в таком учебном заведении, говорит, что самым распространенным вопросом слушателей был: почему распался СССР? Руководство КНР опасалось, как бы ее не постигла такая же судьба. Си Цзиньпин, заняв пост генсека, сказал, что партию может погубить коррупция, и развернул кампанию против кумовства, а также чиновников, которые могли бросить вызов его власти.
«Молодые люди, ознакомившись с выступлением Си Цзиньпина в честь столетия партии, демонстрируют беспредельную верность КПК и мученикам, павшим за ее дело», – утверждает газета Global Times, издаваемая ЦК КПК. Китайцы посещают места, бывшие революционными базами коммунистов во время гражданской войны с режимом партии Гоминьдан, возлагают цветы на могилах героев. Причем к числу их относятся и сыновья одного из основателей партии Чэнь Дусю, который проиграл схватку с Мао Цзэдуном, был исключен из партии и в течение длительного времени подвергался осуждению как «ревизионист».
Китайские СМИ повествуют также о девушке по имени Лю Хулань, чья участь напоминает о Зое Космодемьянской. Лю жила в северной провинции Шаньси и уже в свои 15 лет помогала подпольщикам. Когда солдаты врага и их прихвостни из числа помещиков в 1947 году схватили ее товарищей и обезглавили их, девушка, не моля о пощаде, спокойно дождалась того момента, когда и ее казнили.
Но долго ли сохранится накал эмоций, связанный с юбилеем? КПК ничего не хочет пускать на самотек. Воспитатели и историки активизировали работу в партшколах всех уровней, начиная с Центральной партийной школы (ЦПШ) в Пекине и кончая уездами. Причем сам Си еще в марте побывал в ЦПШ и предупредил слушателей, что впереди страну ждет не меньше опасностей и испытаний, чем в прошлом. Как говорит Ван Шицюань, профессор партийной школы в Шанхае, идеи Си составляют суть программы обучения в этих учреждениях. Шанхайская школа предлагает слушателям 120 курсов по изучению теории Си.
New York Times утверждает, что раньше ЦПШ не только терпела, но и поощряла преподавателей, выступавших за реформы. Одним из них была Цай Ся, которая начала работать в 1992 году, когда идеологическая заморозка стала оттаивать. Некоторые ученые ратовали за постепенную либерализацию в партии, чтобы избавиться от коррупции и злоупотреблений властью. Но с этим своеволием было покончено. Си, до избрания генсеком занимавший пост ректора, раскритиковал ученых, требовавших реформ. Дошла очередь и до Цай. Она эмигрировала в США. Ее исключили из партии и лишили выплат, полагавшихся по выслуге лет.
В беседе с «НГ» Андрей Островский, руководитель экономических и социальных исследований в Институте Дальнего Востока РАН, который читал лекции в ЦПШ, отметил: «Руководители различных ведомств проходят подготовку в этих школах перед назначением на новые должности. Во время лекций чаще всего поднимался вопрос: каковы уроки распада Советского Союза? Китайское руководство боялось, что вслед за распадом СССР произойдет и распад Китая. Что касается либеральных идей, то в КПК существовали две группировки. Одна придерживалась точки зрения: сначала экономика, потом политика. А другая – сначала проведем демократические реформы, потом будем осуществлять экономические. Когда Си стал генсеком, было принято решение – сначала экономические реформы. Еще один аспект – борьба с коррупцией. Как заявил на 17-м съезде Си, «если мы не покончим с коррупцией, то коррупция покончит с КПК».
Западные китаеведы пишут, что под предлогом борьбы с коррупцией за решетку были отправлены и члены руководства партии, которые могли бросить вызов Си Цзиньпину.
комментарии(0)