Фельдмаршал Халифа Хафтар оказал открытое неповиновение центральным органам власти. Фото со страницы Ливийской национальной армии в Facebook
Командующий Ливийской национальной армией (ЛНА) Халифа Хафтар оказал открытое неповиновение центральным органам власти. Силы фельдмаршала отказались выполнять решение Президентского совета страны о запрете на размещение или любое передвижение войск без официального разрешения, а также не захотели разблокировать часть средиземноморской автотрассы между Мисратой и Сиртом. Это ставит под вопрос то, как будет продвигаться ливийское урегулирование, особенно с учетом, что 23 июня в Берлине должна состояться новая международная конференция по ситуации в бывшей Джамахирии.
О том, что ЛНА не хочет подчиняться требованиям центрального руководства, стало известно из заявления официального представителя армии генерал-майора Ахмеда аль-Мисмари.
«Мы ознакомились с этим постановлением, и нам прежде всего непонятно, кто подписал документ – Мухаммед аль-Менфи (глава Президентского совета Ливии. – «НГ») или Абдалла аль-Ляфи (его заместитель. – «НГ»), – отметил представитель ЛНА. – В 2015 году ливийским парламентом (имеется в виду базирующаяся в Тобруке Палата представителей. – «НГ») был принят закон номер один о предоставлении армии экстренных полномочий, в том числе по передислокации войск, в том случае, если границам Ливии угрожает опасность». В связи с этим ЛНА имеет полное право перемещать свои соединения так, как ей представляется нужным, заключил аль-Мисмари.
Постановление о запрете перемещений на территории бывшей Джамахирии любых родов войск без уведомления Президентского совета было издано в минувшие выходные. Это распоряжение стало ответом на попытку армии Хафтара объявить границу с Алжиром военной зоной, стянув туда дополнительные силы и взяв передвижения под свой контроль. «Мы уже неоднократно направляли наши войска к границам с Алжиром, Нигером, Чадом, – напомнил аль-Мисмари, комментируя ситуацию. – Сейчас у нас есть информация о скоплении отрядов, принадлежащих к таким экстремистским группировкам, как «Аль-Каида» и «Исламское государство» (запрещены в РФ. – «НГ»), которые могут нам угрожать со стороны алжирской границы». В связи с этим, по словам аль-Мисмари, шаги ЛНА продиктованы только соображениями безопасности.
Еще один повод для трений дало открытие средиземноморской автотрассы между городами Мисрата и Сирт, не функционировавшей более двух лет из-за боевых действий. Глава Правительства национального единства (ПНЕ) Ливии Абдель Хамид Дбейба сообщил, что магистраль возобновляет работу: «Мы перевернем страницу страданий ливийского народа, сделаем новый шаг в восстановлении, к стабильности и единству. Приветствуем все усилия, результатом которых является открытие сегодня прибрежного района». Однако армия Хафтара, которая по-прежнему контролирует восточный участок транспортной артерии, отказалась размораживать движение, несмотря на заявления центральных властей.
По сообщению портала Libya Observer, Дбейба успел торжественно открыть западный участок 250-километровой трассы и попытался в сопровождении кортежа проследовать в восточном направлении, однако автомобили остановились недалеко от позиций ЛНА перед перегородившими дорогу контейнерами. После чего глава ПНЕ и его сопровождение были вынуждены повернуть назад.
Такая ситуация выглядит достаточно показательно, особенно с учетом того, что 23 июня в Берлине должна состояться конференция по Ливии, которая посвящена организации в стране прозрачных выборов и проблеме вывода всех иностранных сил. Образование ПНЕ стало стартом политических перемен, не поставило точку в урегулировании.
В разговоре с «НГ» старший научный сотрудник швейцарского исследовательского центра «Глобальная инициатива против транснациональной организованной преступности» Джалел Харшауи пояснил, что проблема существования террористических элементов в некоторых районах Ливии действительно есть: некоторое присутствие ИГ фиксируется, к примеру, в юго-западном городе Сабха. «Что еще более важно, некоторые союзники Хафтара в последние месяцы проявляют признаки дезертирства, – рассуждает аналитик. – В этом отношении развертывание сил Хафтара в Сабхе и окрестностях вполне реально. Однако хафтаровская пропаганда вокруг операции сделала ее намного масштабнее и сильнее, чем она есть на самом деле».
По мнению собеседника «НГ», кампания со стороны ЛНА явно приурочена к очередной берлинской конференции. «Объявив о закрытии всей ливийско-алжирской границы, ЛНА хочет, чтобы ее считали силой, с которой нужно считаться в то время, когда международное сообщество обсуждает Ливию, – отмечает Харшауи. – На самом деле ЛНА не обладает способностью обеспечить перекрытие 990-километровой границы».
В связи с этим эксперт не исключил, что Хафтар может запросить помощь иностранных наемников: «Он не только хочет, чтобы его считали неприкасаемым на Востоке и Юге, но также рассчитывает оказывать официальное и неофициальное давление на Триполи, в том числе финансовое и политическое». В конце концов для командующего ЛНА важно, чтобы международное сообщество считало его легитимным, заключил собеседник «НГ».
комментарии(0)