Роберт Менендес организовал слушания в сенатском комитете с участием посла США. Фото Reuters
Комитет по иностранным делам Сената Конгресса США назначил на вечер понедельника закрытые слушания по российско-американским отношениям. На них приглашен посол США в России Джон Салливан, который в конце апреля прибыл в Вашингтон «для консультаций». Похоже, США, отказавшись от иллюзий, что с Россией в ближайшее время удастся восстановить партнерское взаимодействие, хотят вернуться хотя бы к предсказуемым отношениям времен холодной войны.
Председатель сенатского комитета по иностранным делам Роберт Менендес, организовавший слушания, известен как жесткий критик в адрес России и инициатор введения разнообразных санкций против Москвы. Достаточно сказать, что именно он предлагал внести в Сенат законопроекты о введении санкций в связи с приписываемым Москве сговором с «Талибаном» (запрещен в России) по поводу убийства американских солдат в Афганистане или отравлением Алексея Навального. Кроме того, Менендес лоббировал поставки Украине военной помощи. С марта 2014 года он фигурирует в списке граждан США, которым закрыт въезд в Россию.
Менендес убежден, что Конгресс должен проявить еще более активную позицию в формировании американской внешней политики по отношению к России. Вот как он приветствовал апрельский указ президента Джозефа Байдена о введении санкций, призванный дать России понять, что она понесет стратегические и экономические издержки, если продолжит или нарастит свои дестабилизирующие действия на международной арене. «Жесткий подход администрации Байдена к Кремлю – это долгожданный отход от четырех лет потворства Дональда Трампа Путину. Это обнадеживает и, откровенно говоря, приносит облегчение, когда президент готов четко назвать Путина тем, кем он является, – убийцей, военным агрессором в Украине, источником пагубного влияния и киберугроз», – заявил сенатор.
Отношения РФ и США обострились в марте после резонансного интервью Байдена, в котором он заявил, что Москва должна будет «заплатить цену» за якобы имевшее место вмешательство в выборы в США, а также позволил себе резкие высказывания в адрес президента Владимира Путина. После этого посол России в США Анатолий Антонов был отозван в Москву «для консультаций» и до сих пор не вернулся в Вашингтон. А посол США в РФ Джон Салливан 22 апреля отбыл с той же целью в Вашингтон.
На минувшей неделе в Рейкьявике на полях министерского заседания Арктического совета состоялась первая очная встреча главы МИД России Сергея Лаврова и госсекретаря США Энтони Блинкена. В большом интервью Си-эн-эн об актуальных задачах внешней политики США Блинкен охарактеризовал переговоры с Лавровым как «конструктивные» и «очень деловые», отметив, что они продолжались около двух часов.
В столице Исландии он повторил российскому коллеге то, что Байден ранее заявил Путину. «Мы предпочли бы иметь более стабильные, предсказуемые отношения с Россией. В мире происходит много всего, и мы стремимся сделать многое, чтобы жизнь наших граждан стала... лучше, – сказал госсекретарь в интервью в воскресенье. – Думаю, что более стабильные, предсказуемые отношения с ними были бы хороши для нас, хороши для них, и я бы даже сказал, для всего мира».
Блинкен вновь перечислил сферы, представляющие взаимный интерес. Это Афганистан, стратегическая стабильность, соглашения по контролю над вооружениями, борьба с изменениями климата.
Похоже, США, отказавшись от иллюзий, что с Россией в ближайшее время удастся восстановить партнерское взаимодействие, хотят вернуться хотя бы к более или менее предсказуемым отношениям времен холодной войны. В этой связи госсекретарь отметил, что выбор дальнейшего курса в отношениях с США зависит от Москвы. «Если Россия продолжит безрассудные и агрессивные действия, направленные против нас или наших союзников и партнеров, мы ответим – не в целях эскалации, не в целях поиска конфликта, а для защиты наших интересов, – подчеркнул он. – Таков и был характер беседы, которую я провел с министром иностранных дел Лавровым».
В свою очередь, Лавров рассказал, что Блинкен в Рейкьявике не предоставил ему доказательств претензий, которые Вашингтон предъявляет Москве. «Я был очень откровенен, он тоже. Слушал внимательно и излагал свои позиции, постоянно включающие в себя претензии к России по поводу то «вмешательства» в выборы, то «хакерских взломов» каких-то важных систем, – сказал министр, выступая в пятницу на марафоне «Новое знание». – Я напомнил ему, что все эти годы, когда эти обвинения звучат, мы просим американских коллег предоставить хотя бы одно доказательство хотя бы одного из этих «наших» деяний. Ответы, к сожалению, странные. Мол, «вы сами все знаете; мы не можем вам ничего сказать – это секретно».
Как бы то ни было, зарубежная пресса назвала переговоры Лаврова и Блинкена, прошедшие на фоне обострения напряженности в американо-российских отношениях, попыткой проложить путь к возможному скорому саммиту Путина и Байдена. Который, кстати, по обнародованной в понедельник телекомпанией NBC информации, вероятнее всего, состоится в Женеве. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал встречу глав дипломатических ведомств двух стран позитивным сигналом. А возможный российско-американский саммит – важным событием для вывода отношений из «нынешнего печального положения».
Эксперты считают, что встреча в Рейкьявике дает повод для осторожного оптимизма в том, что касается улучшения отношений между РФ и США и судьбы саммита президентов, хотя и не является в этом смысле переломной. По мнению директора Института США и Канады РАН Валерия Гарбузова, переговоры глав внешнеполитических ведомств носили скорее ознакомительный характер. Поэтому все зависит от того, начнется ли реальная подготовка к встрече на высшем уровне.
Гарбузов далек от того, чтобы квалифицировать события последних дней в отношениях РФ и США как прорыв или отказ от конфронтации. «Переход от конфронтации к диалогу в российско-американских отношениях возможен при условии отказа от взаимных обвинений и упреков и признания обеими сторонами равной ответственности как за сложившуюся ситуацию, так и за будущее мира, – сказал он «НГ». – Как только придет осознание, что обе державы несут равную обоюдную ответственность за это, только тогда можно будет говорить о начале преодоления кризиса в отношениях. Именно такой подход ослабит противостояние и сблизит Москву и Вашингтон».
комментарии(0)