0
4411
Газета В мире Печатная версия

11.04.2021 19:48:00

Польша продлевает следствие о катастрофе самолета своего президента

В Варшаве по-прежнему не исключают причастность России к гибели Леха Качиньского

Тэги: польша, авиакатастрофа, смолентск, лех качиньский, следствие, мачеревич


польша, авиакатастрофа, смолентск, лех качиньский, следствие, мачеревич Спустя 11 лет после катастрофы под Смоленском фото обломков самолета не дают покоя комиссии Мачеревича. Фото Reuters

В напряженной обстановке с участием охраняющих траурные мероприятия полиции в Польше на высшем уровне отметили 11-ю годовщину катастрофы польского президентского самолета под Смоленском. Неожиданным стал показ в субботу в прайм-тайме по ТВ фильма о деятельности комиссии Мачеревича, в котором подтверждаются теория заговора и взрыв на борту до приземления. Внушается даже версия, что бомба была заложена в России во время ремонта самолета в 2009 году. В пятницу Генпрокуратура (ГП) заявила о продлении следствия по смоленской катастрофе до 31 декабря 2021 года.

Расследование крушения польского президентского самолета Ту-154М 10 апреля 2010 года в Смоленске началось в день катастрофы Военной окружной прокуратурой в Варшаве. После судебной реформы, проведенной правительством ставшей у власти партии «Закон и справедливость» (ЗиС) Ярослава Качиньского, следствие с марта 2016 года осуществляет Генеральная прокуратура. За это время собрано 1,5 тыс. томов документов, насчитывавших в общей сложности более 600 тыс. страниц. Следователи допросили около тысячи свидетелей, проведены сотни осмотров. Собран, как сообщила ГП, «широкий доказательный материал».

Тем не менее в канун 11-й годовщины трагедии Генпрокуратура заявила о продлении следствия по делу о катастрофе под Смоленском до 31 декабря 2021 года, заинтриговав уточнением, что «проводятся следственные действия, которые предоставляют новую информацию, позволяющую выяснить причины катастрофы».

Прокуратура ссылается на то, что международные эксперты еще продолжают работу, а всеобъемлющий отчет еще не готов. При этом сообщается, что медэксперты из Польши, Португалии, Дании и Швейцарии уже предоставили предварительные заключения о причинах смерти и механизмах возникновения травм, обнаруженных при повторном вскрытии жертв катастрофы. Еще одна группа экспертов из США, Ирландии, Великобритании и Венгрии анализирует результаты физико-химических исследований, проведенных в лаборатории британского оборонного ведомства.

Польская сторона постоянно высказывает претензии о не возвращенных Россией обломках рухнувшего самолета, которые составляют, по ее мнению, чуть ли не ключевые доказательства причин катастрофы.

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) в докладе от 12 января 2011 года подробно описал обстоятельства крушения лайнера, указав на неприемлемые погодные условия и действия экипажа, проигнорировавшего сигналы системы раннего предупреждения столкновения с землей TAWS и отказавшегося идти на запасной аэродром. К тем же выводам тогда пришли и польские следователи. Однако в Варшаве не приняли профессиональное расследование МАК и открыли дело заново. Теперь же, когда доминирующей стала версия взрыва на борту, тщательно пытаются отыскать следы взрывчатых веществ как на останках погибших, так и на обломках самолета. Кстати, к находящимся в Смоленске обломкам российская прокуратура всегда предоставляла польским коллегам открытый доступ. И польские следователи приезжали их исследовать более 10 раз. Последние два их визита были в мае и октябре 2019 года. Российская сторона неоднократно напоминала, что обломки будут возвращены Польше после окончания следствия, которое затягивается из-за постоянных запросов польской стороны.

В субботу вечером Первый канал польского ТВ неожиданно показал киноверсию деятельности пресловутой правительственной смоленской подкомиссии экс-министра обороны Антони Мачеревича. По его устоявшемуся мнению, крушение президентского самолета произошло в результате взрыва на крыле самолета, а подтверждают это фрагменты найденных тел и следы взрывчатки на обломках. Никаких доказательств этому нет. Более того, высказывается предположение, что взрывчатка могла быть заложена во время ремонта Туполева в России осенью 2009 года. В свой фильм Мачеревич вставил запись последних секунд с борта терпящего бедствие самолета. До сих пор никто в Польше не решался обнародовать эту запись о криках, страданиях и смерти пассажиров.

Рецензируя фильм, публицист портала Onet Анджей Станкевич заключает: «Все подобрано и показано так, чтобы подтверждать версию покушения, заправленную политическим соусом. Политика и ярко выраженная позиция Мачеревича – это с самого начала порок деятельности его подкомиссии, созданной после выигранных ЗиС парламентских выборов в 2015 году».

Депутаты оппозиционной Гражданской коалиции Марчин Кервиньский и Мачей Ласек потребовали роспуска так называемой смоленской подкомиссии. «Хватит впустую растрачивать государственные деньги, хватит политики, построенной на смоленской катастрофе. Эти деньги должны быть потрачены на борьбу с COVID-19», – подчеркнул Кервиньский. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Санкционный рывок под руководством Варшавы

Санкционный рывок под руководством Варшавы

Какие новые меры давления на Москву готовит Евросоюз

0
1551
В Киеве собираются вместе с Польшей создать газовый хаб

В Киеве собираются вместе с Польшей создать газовый хаб

Наталья Приходко

Украина рассчитывает заработать на нероссийском топливе

0
4068
Варшава хочет, чтобы Европа думала по-польски

Варшава хочет, чтобы Европа думала по-польски

Юрий Паниев

Следующий председатель ЕС готов наложить новые санкции на Россию

0
4769
Между Минском и Варшавой установились асимметричные визовые отношения

Между Минском и Варшавой установились асимметричные визовые отношения

Дмитрий Тараторин

Белорусам становится все сложнее попасть в Польшу, для поляков ограничений со стороны соседей нет

0
2400

Другие новости