Канал «Стамбул» позволит Эрдогану пропускать любые корабли к берегам балканских государств, Грузии, Украины и России. Фото со страницы AK Parti в Facebook
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и председатель Евросовета Шарль Мишель едут в Турцию, чтобы провести трудные переговоры с Реджепом Тайипом Эрдоганом. Спорных вопросов в отношениях страны с ЕС накопилось множество: тут и территориальные споры в Средиземном море, и проблема лагерей для сирийских беженцев на турецкой территории. И будто специально к этому важному визиту прокуратура Анкары подгадала начало громкого расследования, касающегося отставных адмиралов турецкого флота. Военным ставится в вину борьба против важного проекта Эрдогана, позволяющего обходить положения Конвенции Монтрё о статусе проливов Босфор и Дарданеллы.
За день намеченного на вторник визита фон дер Ляйен и Мишеля прокуратура турецкой столицы выдала ордер на арест 14 отставных адмиралов. 10 из них были немедленно взяты под стражу, в их домах прошли обыски. Адмиралам ставят в вину попытку нарушения конституционного строя республики. Обвинение более чем серьезное, предусматривающее наказание вплоть до пожизненного заключения. Такого громкого уголовного дела, касающегося большого количества известных военных, в стране не было с 2016 года, когда была предпринята попытка вооруженного свержения Эрдогана.
Адмиралы прогневали президента тем, что публично выступили против его политики. В соцсетях и интернете было опубликовано открытое письмо, под которым стояли подписи 104 отставных высших офицеров военно-морского флота. В нем адмиралы отмечают, что «с беспокойством следят за обсуждением тем создания канала «Стамбул» и Конвенции Монтрё в контексте юрисдикции отмены международных договоров». Они также выступили против возможного пересмотра Конституции страны, который предлагает Эрдоган.
Именно ему принадлежит идея строительства канала, соединяющего Черное и Мраморное море, который не будет подпадать под действие Конвенции Монтрё, этого основополагающего документа, с середины прошлого века влиявшего на всю внешнюю политику Турции.
Конвенция, названная в честь швейцарского города, где ее подписали в 1936 году, юридически закрепляет за страной Босфор и Дарданеллы, отторгнутые у нее по итогам Первой мировой войны. В обмен на это Турция обязуется сохранять свободу прохода через проливы только за торговыми судами. Для военных кораблей нечерноморских государств существуют ограничения по тоннажу и классу. Черноморские государства, в числе которых и Россия, могут проводить любые военные корабли, но только в мирное время и лишь после уведомления властей Турции. В своем письме адмиралы напоминают, что Конвенция Монтрё была залогом сохранения нейтралитета государства в годы Второй мировой войны. Отказ от нее кардинальным образом изменит внешнеполитическое положение Турции, создав ей множество врагов, предупреждают адмиралы.
Действительно, со строительством «Стамбула» вернется ситуация времен 1913 года. Тогда Османская империя могла по своему усмотрению пускать или не пускать любые иностранные суда в Черное море. Это положение было одной из причин многочисленных русско-турецких войн. В наши дни, если канал будет действительно построен, в Черное море могут входить без каких-либо правовых ограничений боевые корабли, например, Военно-морских сил США. При этом важно учесть, что «Стамбул» – это не фантазия Эрдогана и не идея на неопределенное будущее. В конце марта план строительства официально одобрил министр окружающей среды Турции Мурат Курум. Таким образом, снято главное возражение против проекта. Его противники в Турции опасаются, что канал нанесет непоправимый ущерб экологии. По этой причине против строительства выступает большинство населения города Стамбула.
Для отставных адмиралов же канал – это покушение на наследие Кемаля Ататюрка, который предостерегал турок от неоправданно авантюристичной внешней политики. По крайней мере часть из подписантов письма относится к числу турецких националистов, оппонирующих курсу Эрдогана. Среди них есть, например, Эргун Менги. Он, как утверждается в турецких СМИ, входил в руководство светской националистической партии IYI (это слово можно прочитать как «хорошо», а можно – как символику на знамени Эртогрула, отца Османа, основателя Османской империи). Она, кстати, поспешила отречься от Менги. Еще один арестованный, Кадир Сагдыч, проходил по делу ультранационалистической организации «Эргенекон», обвиненной в 2011 году в подготовке военного переворота.
Как попытку вернуться в прошлое, во времена, когда армия сменяла демократически избранные власти, трактуют письмо адмиралов сторонники Эрдогана. Такую оценку ему дал, в частности, министр обороны Турции Хулуси Акар на совещании в военном ведомстве. По его словам, выступление отставных адмиралов не принесло «ничего, кроме вреда демократии, отрицательно влияет на дух личного состава Вооруженных сил и делает наших врагов счастливыми».
Однако доцент МГИМО Юлия Кудряшова в беседе с «НГ» предположила, что цель у отставных адмиралов была иной: они не хотят, чтобы их страна еще более испортила отношения с НАТО. Ведь контроль над каналом, не подпадающим под Конвенцию Монтрё, создаст Турции, по крайней мере на первых порах, совершенно исключительное положение, что вызовет претензии ее западных союзников. Впрочем, каковы бы ни были мотивы отставников, их арест не может не сказаться на переговорах Эрдогана с высокопоставленными гостями из ЕС. Может быть, это даже сделает его более уступчивым по другим вопросам. «У Евросоюза появился еще один повод для давления на Турцию. Эрдогана и так упрекают за нарушение прав человека. А тут – арест людей за то, что они высказали свое мнение», – сказала Кудряшова.
комментарии(0)