Ради объединения страны бойцы Ливийской национальной армии, возможно, будут вынуждены сменить командира. Фото Reuters
В интервью итальянской газете Corriere della Sera премьер-министр переходного Правительства национального единства (ПНЕ) Ливии Абдель Хамид ад-Дбейба, заступивший на свой пост в марте 2021 года, заявил, что ему понадобилось менее месяца для объединения страны на 80%. Слова главы ПНЕ стали чем-то вроде сигнала о том, что пришел черед вплотную заняться решением «проклятых» для ливийцев военных вопросов, которые много раз вставали непреодолимым препятствием на пути к национальному примирению.
В беседе с итальянскими журналистами ад-Дбейба заявил, что чувствует в себе силы для успешного завершения начатого им объединения страны. За неполный месяц, по его словам, удалось создать единый центробанк вместо двух ранее работавших на востоке и на западе страны, различные министерства и ведомства. Были ликвидированы «остатки» трех правительств, двух парламентов. Свою основную задачу глава ПНЕ видит не столько в централизации власти, сколько в более справедливом распределении богатых ливийских ресурсов.
Вопросы, связанные с унификацией гражданских институтов власти, не вызывали особых трудностей. Зато все, что касается решения военных проблем, в первую очередь распределения ключевых должностей в будущей единой армии и в Министерстве обороны, подчинения бывших милиций единому командованию или их роспуска с последующим трудоустройством боевиков, вывода из страны иностранных военных и наемников и массы других, – все это дается с большим трудом. Многие люди, которые в течение нескольких лет смотрели друг на друга через прорезь прицела, до сих пор считают себя врагами и ждут, часто не без причины, обмана, подвоха или даже выстрела в спину.
В понедельник под председательством главы Президентского совета (ПС) Мухаммеда аль-Менфи в Триполи прошло совещание, на котором обсуждались в основном организационные и административные вопросы, касающиеся будущего объединенной ливийской армии, – то есть далеко не самые острые и злободневные вопросы. На совещании также присутствовал бывший начальник штаба «армии» правительства Фаиза Сараджа генерал Мухаммед Хаддад. Многих ливийских журналистов возмутила его попытка позиционировать себя в качестве действующего начальника штаба уже объединенной армии. В нее должны будут войти части и отряды как бывшего кабинета министров Сараджа, так и Ливийской национальной армии (ЛНА) маршала Халифы Хафтара.
Пока такое объединение не состоялось (еще неизвестно, когда оно состоится, да и состоится ли вообще), вольность Хаддада сторонники Хафтара могут принять за провокацию и сорвать или замедлить наметившийся мирный процесс. Кстати, в тот же день Хафтар присутствовал на учениях 106-й бригады. Это еще раз подтверждает сложность дела создания объединенной армии, но не значит, что командующий ЛНА не признает условий подписанного осенью прошлого года политического соглашения.
Впрочем, нужно иметь в виду, что, по сообщению газеты «Аш-Шарк аль-Авсат», согласие Хафтара на соглашение буквально вырвано у него. Оно стало результатом беспрецедентного давления со стороны западных держав, в первую очередь США, которые грозили применить к нему санкции и начать расследование по обвинению в военных преступлениях. Еще одним немаловажным фактором стало изменение подхода Египта к урегулированию ливийского кризиса, как представляется, в том числе и из-за нежелания Каира портить отношения с Вашингтоном.
На сегодняшний день избранный новый премьер ад-Дбейба является исполняющим обязанности верховного главнокомандующего пока еще не объединенных вооруженных сил. ПС под председательством его главы Мухаммеда аль-Менфи исполняет обязанности Министерства обороны. Но все еще не ясно, согласятся ли военные лидеры и на востоке, и на западе страны с тем, чтобы гражданские власти в конце концов полностью контролировали военную организацию страны. Многим экспертам видится, что, несмотря на декларированное Хафтаром согласие, он не готов полностью отойти от командования созданной им ЛНА, с помощью которой приобрел влияние. Борьба военных за ключевые позиции в Министерстве обороны может затянуться, а то и вовсе сорваться, как уже бывало несколько раз в недавнем прошлом.
Неопределенность с дальнейшим поведением военных дает пищу для различных интриг. В Ливии пошли слухи о том, что вожди некоторых восточноливийских племен выступили с предложением заменить Халифу Хафтара на генерала Абдеррезака Назири, который занимает пост начальника штаба ЛНА с самого ее основания в 2014 году. Считается, что Назири пользуется поддержкой спикера парламента Агилы Салеха, чьи отношения с Хафтаром заметно охладели в последнее время. Некоторые эксперты уверены, что такая рокировка может даже ускорить процесс объединения армии. Ведь среди многих ливийских военных на западе страны Назири не вызывает такого неприятия, как Хафтар.
Еще одна важная проблема связана с выводом из Ливии иностранных военных, в первую очередь турецких и российских. В ходе своего недавнего визита в Анкару премьер ад-Дбейба обратился к Реджепу Тайипу Эрдогану с призывом вывести из Ливии как турецких солдат, так и лояльных туркам сирийских наемников. Прямого ответа с обещаниями пойти на такой шаг ливийский политик не получил. Эрдоган ограничился заверениями в поддержке нового ливийского руководства. Некоторые обозреватели считают, что даже в случае вывода турецких военных и наемников позиции Турции в Ливии серьезно не пострадают. Триполи и Анкару связывают, во-первых, соглашение о разграничении морских границ, которое ад-Дбейба считает полезным и отвечающим интересам его страны, поскольку Ливия по нему приобретает дополнительные месторождения углеродов. Во-вторых, соглашение о военной взаимопомощи. Судьбу этого документа должен решать парламент. Так говорит новый ливийский премьер, несмотря на тесные связи с турецким бизнесом, благодаря которым он сумел заработать огромные деньги. n
комментарии(0)