Российские С-400 были поставлены в Турцию в 2019 году. Фото с сайта www.msb.gov.tr
Представители интересов турецкой оборонной промышленности в США наняли бывшего высокопоставленного сотрудника американской военной корпорации Lockheed Martin для помощи в возвращении Анкары в программу производства многоцелевых истребителей F-35, доступа к которой она лишилась из-за приобретения российских зенитных ракетных систем (ЗРС) С-400. По крайней мере так интерпретировали лоббистский контракт профильные издания. Несмотря на категоричную позицию администрации Джозефа Байдена в том, что касается покупки мощного российского вооружения членом НАТО, турецкая сторона показывает, что не готова выбирать между Востоком и Западом, говорят эксперты.
Одним из новых легальных представителей интересов Турции в США стал бывший региональный президент Lockheed Martin Стивен Уильямс. То, что принадлежащее ему консалтинговое бюро Pentagon Strategies теперь выполняет посредническую роль между Вашингтоном и Анкарой, следует из базы данных Минюста США. В направленной в ведомство заявке отмечается, что дорогостоящий лоббистский контракт призван обеспечить «поддержку в разработке и производстве критически важных технологий для национальной обороны Турецкой Республики», особенно в сферах авиастроения и авиакосмической техники. Говорится, что зарегистрированный субъект может принимать участие в политической деятельности в США.
Foreign Lobby Report интерпретировало это как признак стремления турецких властей вернуться в программу производства многоцелевых истребителей. Впрочем, есть основания полагать, что лоббистский контракт может быть направлен и на обычное получение компенсации за введенные санкции. Так, глава Управления оборонной промышленности Турции Исмаил Демир отмечал: «Мы не в том настроении, чтобы говорить: мы должны вернуться. Мы говорим, что существует несправедливость и что эту несправедливость необходимо исправить». Анкара, по его словам, будет добиваться того, чтобы восстановить баланс в вопросах военно-технического сотрудничества (ВТС) с США и компенсировать потерю прав на F-35.
Тема ВТС между Америкой и Турцией поднималась накануне – в ходе проходивших на полях министерской встречи НАТО переговоров между главами дипведомств двух стран Энтони Блинкеном и Мевлютом Чавушоглу. В заявлении руководителя пресс-службы Госдепартамента Неда Прайса говорится, что шеф американской дипломатии призвал партнера «не оставлять в своем распоряжении российские ЗРС С-400».
Американская администрация не скрывает, что намерена добиваться полного отказа Турции от эксплуатации С-400, в том числе вынося этот вопрос на рассмотрение всех членов НАТО. «Мы продолжим обсуждать с Турцией вопросы, относящиеся к С-400, как в двусторонних контактах, так и в НАТО, – заявил несколько дней назад временный поверенный в делах страны при штаб-квартире альянса Дуглас Джонс. – США очень ясно говорили о том, как смотрят на приобретение Турцией С-400. Крупным российским системам вооружений, таким как С-400, нет места в альянсе». По его словам, покупка Анкарой С-400 «идет вразрез с обязательствами отказаться от зависимости от российских оружейных систем, которые (ранее. – «НГ») взяли друг перед другом союзники».
Анкара отмечает, что рассматривает разные пути решения проблемы. Так, официальный представитель президента Турции Ибрагим Калын заметил в этом месяце: «Мы верим, что возможно создать с США механизм, который бы разрешил опасения насчет угрозы со стороны С-400 для НАТО. Мы это предлагали ранее и повторяем предложение, которое касается как покупки комплексов Patriot, так и изучения вопроса об отсутствии угрозы для альянса и самолетов F-35». Однако турецкое руководство подчеркивало, что не собирается отказываться от российских ЗРС. По словам Чавушоглу, в разговоре с Блинкеном он в очередной раз подтвердил турецкую позицию: контракт по С-400 – это финализированная сделка, не подлежащая пересмотру.
Турция предпочитает акцентировать внимание на том, что она готова к сотрудничеству с Вашингтоном, но на своих условиях, заявил «НГ» востоковед-тюрколог, директор Центра изучения новой Турции Юрий Мавашев. По его словам, лоббистские шаги Анкары соответствуют тому курсу, который был представлен на 7-м съезде Партии справедливости и развития. «Президент Эрдоган заявил, что для Турции остается приоритетом развитие отношение как с Востоком, так с Западом без однозначных предпочтений, – указал Мавашев. – Республика считает себя вправе вернуться в программу, тем более что она активно и самым непосредственным образом участвовала в производстве комплектующих к многоцелевому истребителю пятого поколения».
комментарии(0)