Блинкен и Столтенберг готовы идти вперед, в прошлое, в котором НАТО создавалось для борьбы с Москвой. Фото Reuters
В Брюсселе в очном режиме начались двухдневные переговоры глав внешнеполитических ведомств стран НАТО. На них окончательно согласовывается стратегия военного блока до 2030 года, в которой основным вероятным противником будет четко обозначена Россия. Так НАТО, чей главной целью с момента создания и до конца холодной войны считалась борьба с угрозой со стороны Москвы, официально вернется к истокам.
Главным гостем мероприятия стал госсекретарь США Энтони Блинкен. Он не стал следовать правилу, которым руководствовались многие его предшественники, сразу после вступления в должность совершавшие первые визиты в Европу. Блинкен поехал на Дальний Восток – в Южную Корею и Японию. Будто извиняясь за эту зримую демонстрацию того, что основной проблемой для Америки теперь стал Китай, представители администрации Джозефа Байдена приняли участие в двух мероприятиях, посвященных, в общем-то, одной теме – координации в сфере безопасности, действий и планов США и их европейских союзников. Первое – это февральская видеоконференция министров обороны НАТО, в которой принял участие глава Пентагона Ллойд Остин. Вторая – нынешняя встреча в Брюсселе. И там и там центральный вопрос повестки – программа «НАТО-2030», которую планируется окончательно принять на саммите в конце года. Она должна заменить принятый в 2010 году, в разгар российско-американской «перезагрузки» отношений аналогичный документ, явно не отвечающий нынешним реалиям. В нем главной угрозой назван международный терроризм, а РФ признавалась стратегическим партнером Североатлантического альянса. О том, что те времена миновали, счел нужным напомнить генсек НАТО Йенс Столтенберг.
На совместном с Блинкеном брифинге перед началом брюссельской встречи он перечислил «глобальные проблемы», которые союзникам придется решать. Сначала Столтенберг упомянул «дестабилизирующую активность России» и только потом назвал «террористическую угрозу» – даром, что одной из тем, которые будут обсуждаться на встрече, стала миссия НАТО в Афганистане. В своем вступительном слове на брифинге генсек эту страну даже не назвал. На последнее место в числе проблем, стоящих перед НАТО, Столтенберг поставил «влияние глобального потепления климата на безопасность». Это тоже один из пунктов стратегии до 2030 года. Новые веяния, характерные для политической жизни по обе стороны Атлантики, не миновали и НАТО, но вряд ли будут определять повестку работы этой организации.
Столтенберг говорил и о необходимости выработать «более глобальный подход», чтобы защитить «основанный на правилах международный порядок, которому бросают вызов авторитарные державы, такие как Россия и Китай». Между тем Блинкен за несколько дней до своего визита в Европу показал, что хочет перевести тему противостояния РФ из теоретической в практическую плоскость. В своем заявлении госсекретарь потребовал, чтобы все компании, в том числе, из стран ЕС, вовлеченные в проект «Северный поток – 2», немедленно вышли оттуда. Иначе их ждут санкции США.
«Северный поток – 2» обсуждался на первой двусторонней встрече в Брюсселе, которую провел госсекретарь. Он беседовал об этом газопроводе с министром иностранных дел Германии Хайко Маасом. На брифинге Блинкен подчеркивал, что «очень ждет» этой беседы. «Президент Байден очень четко заявил, что, по его мнению, строительство данного трубопровода – плохая идея. Это плохо для Европы, это плохо для США. В конечном итоге это противоречит собственным целям ЕС в области энергетической безопасности. Это может подорвать интересы Украины, Польши, ряда других наших близких партнеров или союзников», – сказал он.
В Вашингтоне всячески подчеркивают, что существенным элементом новой стратегии НАТО должно стать резкое увеличение оборонных расходов. Это то, чем основательно донимал европейских союзников предшественник Байдена Дональд Трамп. Госдеп перед поездкой Блинкена в Брюссель давал понять, что эта тема с повестки взаимоотношений стран НАТО и при новом президенте ни в коем случае не снимается. Об этом, например, заявил исполняющий обязанности помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Филип Рикер. Однако сам госсекретарь в заявлении для прессы скользкую и очень неоднозначно воспринимаемую в ЕС тему повышения оборонных расходов предпочел не упоминать. О предстоящих неприятных тратах на оборону вместо США любезно напомнила самая близкая союзница страны, Великобритания. Как сообщает издание Politico, перед встречей в Брюсселе британский премьер-министр Борис Джонсон провел телефонный разговор со Столтенбергом. В нем он сообщил, что его страна увеличит расходы на оборону выше целевого показателя НАТО – 2% ВВП. Это будет сделано за счет масштабного перевооружения армии.
комментарии(0)