Фото Reuters
В Израиле 23 марта пройдут новые внеочередные выборы в парламент (Кнессет), которые станут четвертыми за два года. Перезапуск электорального процесса понадобился после того, как коалиция партий «Ликуд» и «Кахоль-Лаван» не смогла договориться о бюджете в срок еще в декабре. Несмотря на то что опросы обещают возглавляющему «Ликуд» премьер-министру Биньямину Нетаньяху неплохие результаты, политик, готовясь к выборам, успел допустить оплошность на внешнеполитическом фронте. Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), как сообщается, свели контакты с еврейским государством до минимума из-за попыток Нетаньяху втянуть их в свою кампанию.
Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) сообщила, что в день выборов будет пристально наблюдать за безопасностью пограничных районов. В ночь на 23 марта военные силы еврейского государства вводят полную блокаду палестинских территорий. Она будет действовать сутки, однако при необходимости может быть продлена – в зависимости от ситуации. Кроме того, палестинские земли будут блокированы с 26 марта по 3 апреля – на время праздника Песах. Отмечается, что в эти дни въезд с палестинских территорий в Израиль будет разрешен только в гуманитарных, медицинских и других форс-мажорных случаях. Тем не менее от обстрелов на южных рубежах еврейское государство по-прежнему не застраховано.
Несмотря на колебавшиеся долгое время позиции «Ликуда», партии, по-видимому, удалось восстановить свои прежние позиции.
Социологические исследования 12-го и 13-го каналов израильского телевидения показали, что соратники премьер-министра и их союзники в лице членов «Шас», «Объединенного иудаизма Торы» и «Ткумы» могут получить суммарно 51 место в 120-местном парламенте. Не исключено присоединение к ним партии «Ямина», что добавит около 10 мандатов, необходимых для получения парламентского большинства. Подобная коалиция с правыми будет для Нетаньяху более естественной, чем та, которая была создана в прошлый раз с центристами из «Кахоль-Лаван». Несмотря на то что, по данным этих опросов, больше половины респондентов не хотят видеть Нетаньяху премьер-министром, он все равно остается популярнее остальных кандидатов.
Опасения внушает только то, что предвыборная активность главы правительства едва не стоила стране внешнеполитических достижений предыдущего года.
Британская Financial Times со ссылкой на источники сообщила, что ОАЭ недавно оптимизировали официальные контакты с Израилем в знак протеста против попыток Нетаньяху вовлечь аравийскую монархию в свою избирательную кампанию. Первый дипломатический кризис с того момента, как страны восстановили свои отношения, произошел после того, как канцелярия Нетаньяху начала распространять данные о готовящейся поездке премьера в Эмираты. В Абу-Даби, по данным Financial Times, были удивлены не только самоуверенностью израильского лидера, но и готовностью его окружения преподнести эту поездку как «антииранскую»: ОАЭ стараются сохранять прагматичный баланс в отношениях с Исламской Республикой.
Более того, именно Нетаньяху предпринял попытку сыграть на еще не оформленных договоренностях с Эмиратами в деловой сфере, публично похвалившись тем, что монархия готова инвестировать свыше 10 млрд долл. в экономику еврейского государства. То, что властям ОАЭ это пришлось не по вкусу, было заметно по уточняющим высказываниям министра промышленности и передовых технологий Султана аль-Джабера, который подчеркнул, что соответствующая сделка находится на очень ранней стадии, когда потенциальные инвесторы только изучают местные законодательные правила, и что финальное решение об инвестициях в Израиль будет продиктовано деловыми интересами, а не политической выгодой.
Более того, сама поездка премьера, о которой сообщалось только на уровне израильских СМИ, так и не состоялась. Версий на этот счет очень много. Не исключено, что запрос на визит отклонили сами ОАЭ. В пользу этого предположения свидетельствуют твиты бывшего министра иностранных дел монархии Анвара Гаргаша, который заметил: «Цель Авраамовых соглашений – обеспечить прочную стратегическую основу для укрепления мира и процветания в Государстве Израиль и во всем регионе». Бывший шеф эмиратской дипломатии добавил: «ОАЭ не будут участвовать ни в каких внутренних предвыборных кампаниях в Израиле ни сейчас, ни когда-либо». Гаргаш сохраняет близость к власти, и его позиция, вероятно, отражает то, что думают в Абу-Даби.
В разговоре с Financial Times израильские и западные официальные лица сообщили, что с тех пор ОАЭ сократили официальные контакты с израильскими коллегами «до абсолютного минимума». Так будет до того момента, пока в гонке за места в парламенте не появится явный победитель, а шум не утихнет. Один израильский бизнесмен на условиях анонимности рассказал, что он несколько раз переносил запланированные в ОАЭ поездки, потому что не хотел, чтобы его встречи, посвященные инвестициям, были омрачены политикой. «Сейчас это пустая трата времени, – рассуждает он. – Если правительство довольно, мои клиенты будут счастливы вести со мной бизнес. Но сейчас – не лучшее время».
Безусловно, далеко не все иностранные партнеры Израиля избегают контактов с людьми Нетаньяху перед выборами. Об этом свидетельствует состоявшийся на минувшей неделе визит министра иностранных дел Габи Ашкенази в Россию. Примечательно, что в 2019 году за считаные дни до борьбы за Кнессет Россия не только согласилась провести переговоры с Израилем на высшем уровне, но и передала израильтянам останки погибшего во время первой ливанской войны в 1982 году военнослужащего Захарии Баумеля, найденные в Сирии. Подобная открытость красноречиво свидетельствует о том, кто устраивает Москву во главе Израиля.
комментарии(0)