Проблемные районы существуют даже в стране с самым счастливым населением. Фото Reuters
Министр внутренних дел Дании Кааре Дибвад Бек предложил ограничить допустимое количество так называемых незападных жителей до 30% в каждой местности, сообщает AFP. Инициативу в МВД мотивируют тем, что высокая концентрация мигрантов способствует усилению проблемы религиозного экстремизма. Страна планирует расстаться с термином «гетто», однако продолжает жесткую линию в иммиграционной политике, отличную от большинства остальных членов Евросоюза.
Трудно поверить, что в Дании, признаваемой страной с самыми счастливыми жителями на планете, может существовать проблема «гетто». Однако она присутствует, хотя с ней и пытаются бороться.
Причем меры Копенгагена иногда заставляют откликнуться западную прессу, озабоченную проблемой равенства. Так, в 2018 году не осталась без внимания успешно проведенная инициатива, согласно которой в районах «гетто» (таков официальный термин, использующийся до настоящего времени исключительно в Дании) наказания за административные правонарушения стали взимать в двойном размере. Предложение было принято, хотя критики заявляли, что мера увеличит преступность в других районах.
Подвергалось критике, в частности в ООН, и разделение мигрантов на «западных» (граждан стран – членов ЕС, США, Австралии, Новой Зеландии, Канады и Британии) и «незападных», введенное в оборот еще в 2002 году. В 2018-м появилось понятие «параллельные общины», синонимичное с общинами национальных меньшинств, почти не контактирующих с людьми вне своих районов проживания. Образование таких сообществ в Дании намерены пресекать. На это и направлено предложение МВД страны. Вероятность его принятия весьма высока. Показательно, что даже лидер Социал-демократической партии Дании, премьер-министр Метте Фредериксен заявляла, что прием беженцев нужно ограничить.
Под термин «гетто», который планируется все-таки убрать из официального оборота, подпадают 15 районов страны, еще 25 находятся в зоне риска. Чтобы оказаться в списке неблагополучных, району с населением более 1 тыс. человек нужно достичь следующих показателей по четырем критериям: уровень безработицы – более 40%, отсутствие высшего образования у 60% населения в возрасте 39–50 лет, доля «незападных» жителей в населении – более 50%, средний доход жителя на 55% ниже среднедушевого дохода по стране в целом.
До 2030 года планировалось расселить жителей таким образом, чтобы в районах доля «незападного» населения не превышала 40%. Теперь же темпы могут ускориться, и через 10 лет мигрантов не из Золотого миллиарда в районе не будет больше, чем 30% от всего населения. Сейчас в неблагополучных районах посещение детских садов и школ обязательно для всех детей – в противном случае родители лишаются пособий. Подобную меру уже готовят во Франции, где усиливается борьба с религиозным экстремизмом.
«В Дании все еще практикуются строгая иммиграционная политика и строгий порядок приема мигрантов. Но арабские кварталы все равно есть, в том числе в Копенгагене. Власти могут себе многое позволить, поскольку Маастрихстский договор 1992 года не был ратифицирован гражданами. Дании были предоставлены исключения по Эдинбургскому соглашению, в том числе в сферах валютной политики, гражданства, безопасности, оборонной политики, внутренних дел и юстиции», – поясняет руководитель Центра политической интеграции Института Европы РАН Людмила Бабынина.
Эксперт в разговоре с «НГ» отметила, что присоединение Дании к закону ЕС возможно только через сложную договорную процедуру, поскольку страна участвует в союзе на межправительственной основе.
«Хотя с чем-то в Копенгагене и согласились, но в целом поведение датских властей отличалось от линии остальных членов ЕС и во время недавнего миграционного кризиса. Несмотря на строгое законодательство, Дания оказалась вовлечена в проблемы миграции в силу того, что она находилась между более открытыми для беженцев Германией и Швецией. В итоге в 2016 году пришлось даже временно закрыть границу»,– говорит Бабынина.
комментарии(0)