В США подозревают, что COVID-19 появился в лаборатории исследовательского центра в Ухане. Фото Reuters
На следующей неделе должен быть опубликован доклад делегации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), искавшей в январе и феврале источник происхождения вируса в городе Ухане. Этот вопрос остается без ответа, несмотря на то что науке удалось создать вакцины для борьбы с заразой. Большинство специалистов считают, что она пришла от летучих мышей и перескочила к людям через животное-посредника. Есть теория, о которой часто упоминали в Пекине, что вирус завезли в Китай с замороженными продуктами. А США подозревают, что начало пандемии положила утечка из исследовательского центра в Ухане. Дискуссия крайне политизирована, и это затрудняет поиск истины.
Питер Дасзак, британский зоолог, входивший в команду ВОЗ, говорит, что убежден: происхождение вируса будет довольно скоро установлено. В течение нескольких лет, по его словам, у нас будут значительные данные о том, откуда взялась зараза. Однако он признает, что образцы, отобранные из тушек десятков тысяч диких и домашних животных в районе вокруг Уханя, не содержали никаких следов вируса.
Престижный журнал Nature выделяет пять тайн эпидемии, которые остаются нераскрытыми. Загадка первая. Циркулировал ли вирус в Ухане до того, как стало известно о первых кейсах? Чтобы отследить происхождение вируса, крайне важно установить, когда среди людей впервые случились заболевания. Питер Бен Эмбарек, эксперт по безопасности питания из Швейцарии, который возглавлял расследование, говорит, что первым человеком, подхватившим COVID-19, был служащий в Ухане, у которого появились симптомы 8 декабря 2019 года. Незадолго до этой даты он никуда не ездил. Вероятно, вирус распространялся в городе и раньше, но обследование медицинских учреждений этого не подтвердило.
Тайна вторая. Ходил вирус среди людей за пределами Китая до декабря 2019 года или нет? Исследователи в Европе сообщали о находке антител в банках крови в ноябре 2019-го. Эмбарек считает: это не значит, что вирус возник в Европе, но, возможно, его завезли из Уханя до того, как стало известно о первых случаях.
Тайна третья. Какова роль «мокрого» рынка Хуанань в Ухане? Промежуточное животное, которое передало вирус от животного к человеку, там не нашли. Но на этом рынке продавали диких животных вроде хорьков, и многие из первых заразившихся жителей города посещали рынок.
Тайна четвертая. Сыграло ли замороженное мясо диких животных роль в распространении вируса? Команда ВОЗ пришла к выводу, что вирус скорее всего перепрыгнул от живых животных к человеку. Но Эмбарек говорит, что вирус, возможно, проник на «мокрый» рынок через замороженных диких животных, которых отлавливают или разводят крестьяне на юге Китая.
Тайна пятая. Циркулировал ли вирус среди животных в Китае до начала эпидемии? Ученые Китая обследовали примерно 30 тыс. диких, домашних животных и тех, что держат на фермах, в 2020 и 2019 годах и не нашли следов COVID-19. Эмбарек говорит, что нужно расширить обследования.
Журнал Scientist утверждает, что в работу команды ВОЗ вмешивались китайские власти. Он ссылается на открытое письмо десятка авторов из нескольких стран от 4 марта, которые утверждают, что команда ВОЗ не обладала независимостью и неограниченным доступом ко всем местам, где мог зародиться вирус, включая лаборатории. Свое расследование провела и Wall Street Journal. Она тоже утверждает, что группа ученых ВОЗ сталкивалась с ограничениями и была не в состоянии провести тщательное и беспристрастное изучение проблемы. Публикации американской прессы перекликаются с утверждениями экс-президента США Дональда Трампа, который говорил, что Пекин утаил сведения о возникновении эпидемии и позволил лицам, выезжавшим из КНР, распространить ее на весь мир.
В результате предстоящая публикация доклада ВОЗ может стать токсичной. Пекин не остался безучастным наблюдателем событий. Газета Global Times, издаваемая Коммунистической партией Китая, опубликовала интервью с Лян Ваньнянем, лидером китайского подразделения ученых от ВОЗ, работавших в Ухане. Он тоже сказал, что вспышка пандемии остается неразгаданной тайной. Тем не менее итоговый доклад отражает консенсус между его участниками по главным выводам. Никаких ограничений для посещения научных учреждений в Ухане и бесед с их сотрудниками для членов команды не было. Что касается лабораторного происхождения вируса, то эксперты единодушно пришли к заключению, что это крайне маловероятно.
В беседе с «НГ» руководитель Школы востоковедения ВШЭ Андрей Карнеев отметил: «Американские политики и эксперты говорят, что эпидемия началась раньше, чем об этом объявили китайцы. И администрация президента США Джозефа Байдена вряд ли полностью откажется от обвинений, которые выдвигал Дональд Трамп. Полемика будет продолжаться, и скорее всего каждая сторона будет отводить от себя вину за допущенные ошибки».
комментарии(0)