0
4494
Газета В мире Печатная версия

15.03.2021 20:17:00

Китайцы в Мьянме попали под раздачу

Демонстранты подозревают Пекин в поддержке хунты

Тэги: мьянма, переворот, военное положение, китайские предприятия, поджог, политика, кризис


мьянма, переворот, военное положение, китайские предприятия, поджог, политика, кризис Сторонники Аун Сан Су Чжи защищают свои кварталы как могут. Фото Reuters

КНР против своей воли оказалась втянутой в кровавое противостояние между генералами и сторонниками демократии в Мьянме (Бирме). Власти объявили военное положение в фабричных районах города Янгон после того, как демонстранты подожгли китайские предприятия. Дорогу пожарным машинам они блокировали. Сколько работников китайских фирм пострадало, неизвестно, но всего после военного переворота, совершенного 1 февраля, в стране погибло более 80 человек. Пекин потребовал пресечь насилие и наказать виновных.

Посольство КНР в Мьянме призвало выявить тех, кто совершал нападения на заводы, принадлежащие китайцам, и подвергнуть их каре в соответствии с законом. Как передает агентство АР, масштабы насилия увеличились из-за того, что хунта решила любой ценой подавить протесты.

Но часть демонстрантов начинает защищать себя, сооружая баррикады и поджигая покрышки.

Первый раз военное положение было введено в тех двух пригородах Янгона, где расположены фабрики одежды – главный источник доходов от экспорта Мьянмы. Там в воскресенье было убито по крайней мере 22 участника протестов. Неясно, кто совершал поджоги. Китайское посольство заявило, что большая часть работников-китайцев получили ранения.

Многие фабрики принадлежат китайцам или смешанным предприятиям. Но за свое политическое и экономическое влияние Китаю приходится платить немалую цену. В представлении части граждан Китай выкачивает из страны природные ресурсы и защищает военных от санкций на международной арене.

Нарушители приказов, изданных путчистами, могут быть преданы военному суду и приговорены к пожизненному заключению или даже смертной казни. А минимальное наказание – три года тюрьмы и штраф.

Впрочем, пока сокрушить оппозицию армии не удается. Хотя Аун Сан Су Чжи, которая была фактически лидером страны до переворота, находится под арестом, ряд членов парламента провозгласили правительство в подполье. Его возглавил Ман Вин Хаинг Тан. Он заявил, что страна переживает самый черный день в своей истории, но рассвет близок. Депутат обратился с призывом к мятежникам из этнических общин, которые десятилетиями сражались против армии, присоединиться к движению протеста.

Иностранные бизнесмены, столкнувшись с волной анархии, выкручиваются как могут. Тайваньские компании стараются выполнить рекомендацию миссии Тайваня в Мьянме, которая посоветовала им вывесить флаги острова и расклеить на стенах знаки, говорящие, что они принадлежат не Пекину, а Тайбэю. Проблема в том, что в стране много выходцев как из КНР, так и с Тайваня. Все они китайцы, причем нередко связаны узами крови.

В беседе с «НГ» Василий Кашин, ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, отметил: «В обществе есть мнение, будто за переворотом стоит Китай. Но в действительности Китай работал и с Национальной лигой за демократию, и с военными. Он раскладывал яйца в разные корзины, причем в обоих случаях присутствовали как элементы противоречий, так и сотрудничества. Даже работая с военными, китайские спецслужбы снабжали оружием и инструкторами отдельные сепаратистские движения в северных районах страны. Скандалы с обнаружением китайского оружия вспыхивали неоднократно».

То есть до переворота у Китая была выстроена система отношений со всеми игроками. «Когда переворот случился, перед китайцами стал вопрос: что делать? Как обычно, они не стали слишком явно показывать свои предпочтения, но выбрали все же работу с военными. А сейчас китайская община попала под раздачу. Видимо, пока Пекин будет ограничиваться призывами обеспечить безопасность китайских граждан и заявлять, что не вмешивается во внутренние дела. А если насилие будет разрастаться, то Китай, как это бывало в других районах, может провести массовую эвакуацию своих граждан», – заключил Кашин.

Ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Аида Симония в разговоре с «НГ» несколько иначе оценила причины нападений на китайские фабрики. Это, по ее словам, «акт хулиганства». Может быть, кто-то из работников был недоволен условиями работы, низкой зарплатой или тем, что его уволили. На фоне анархии такое возможно. Китаю по большому счету все равно, кто стоит у власти. Он одинаково хорошо ладит и с гражданским лидером Аун Сан Су Чжи, и с военными. Для китайцев главное – выход к океану и чтобы все было тихо и спокойно. За путчем никакая иностранная сила не стоит.

Касаясь перспектив разрешения кризиса, эксперт указала, что «избранные на выборах в 2020 году парламентарии сформировали в подполье как бы собрание. Они считают себя законной властью. К сожалению, армия не собирается идти на компромиссы. Она намерена через год провести выборы. А к этому времени все конкуренты должны будут находиться в заключении, то есть их участие в выборах будет исключено», – полагает Симония. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Новый год стартует в Белоруссии с агитации

Новый год стартует в Белоруссии с агитации

Дмитрий Тараторин

Претенденты на пост президента начнут общаться с избирателями с 1 января

0
911
Киргизия решила перейти к национальному написанию фамилий

Киргизия решила перейти к национальному написанию фамилий

Виктория Панфилова

Спикер парламента Шакиев начал предвыборную кампанию с ограничения сферы русского языка

0
1558
5_9165_news1

5_9165_news1

0
538
Нетаньяху отодвигает северную границу

Нетаньяху отодвигает северную границу

Игорь Субботин

Армия Израиля не против задержаться в Ливане и Сирии надолго

0
1151

Другие новости