Жанин Аньес еще полгода назад стояла во главе государства, а теперь стоит за решеткой. Фото Reuters |
Министр юстиции Иван Лима заявил, что обвинения в адрес Аньес касаются не периода исполнения ею президентских обязанностей, а того, когда она была вторым вице-спикером Сената. Формально именно эта должность, пятая по важности после главы государства, позволила ей прийти к власти после отказа других претендентов на пост и.о. президента.
Еще полгода назад Аньес управляла страной, а в субботу она была вынуждена прятаться в родном городе Тринидад у родственников. Правоохранители нашли ее в ящике под кроватью. Впрочем, ее противнику Эво Моралесу тоже пришлось несладко, хотя последнему ареста удалось избежать.
Напомним, политический хаос начался в Боливии в октябре 2019 года, после проведения всеобщих выборов. Породил его во многом сам Моралес, решивший баллотироваться на четвертый срок подряд. Сами граждане в 2016 году высказались против этого на референдуме. Однако Моралесу в этом помог Верховный суд, разрешивший ему, по сути, нарушить Конституцию. На выборах Моралесу было важно набрать на 10% больше голосов, чем у ближайшего преследователя – представителя партии «Гражданское сообщество», а ныне уже беспартийного Карлоса Месы, чтобы победить в первом туре. Вот тут-то и закрались сомнения у противников Моралеса в том, что для конечного преимущества в 10,5% могли быть задействованы административный ресурс и фальсификации. Кстати, дальнейшие исследования западных исследователей нарушений в итоге не выявили. Впрочем, могли ли их найти в каком-нибудь далеком индейском поселении в лесах Амазонии?
Так или иначе, в Боливии начались протесты, многие военные и выходцы из среднего класса встали на сторону правых, а Моралес решил бежать из страны. В Мексике, а потом в Аргентине он провел год, пока его однопартиец, экономист, интеллектуал и бывший министр финансов Луис Арсе Катакора не одержал победу на президентских выборах в октябре 2020-го. MAS также победила на выборах парламентских. Триумф был полным.
Впрочем, несмотря на возвращение, год гонений лидеры MAS запомнят надолго. Придя к власти, Аньес и ее подчиненные довели борьбу с Моралесом до абсурда, последнему даже были предъявлены обвинения в терроризме. Но подготовить почву для победы над MAS Аньес все-таки не удалось. Великодушия к побежденным Моралес не проявил. Хотя политические дивиденды это ему вряд ли принесет.
«Во-первых, никто в Боливии не верит в судебную власть и ее справедливость. После свержения Моралеса дела были готовы штамповать на его соратников, теперь же это сделают в обратном направлении. Но ведь тогда и суд можно обвинить в участии в перевороте. Во-вторых, все это намечалось в виде этакого «мегадела», в которое должны были быть вовлечены и влиятельные лица. Но последних тронуть не получится: нельзя забывать, что страна в нестабильном положении и протесты легко могут вспыхнуть снова», – говорит главный научный сотрудник Центра латиноамериканских исследований Института всеобщей истории РАН Андрей Щелчков.
Эксперт в разговоре с «НГ» пояснил, что речь идет прежде всего о Луисе Фернандо Камачо, его избрали главой экономически развитого департамента Санта-Крус. Аньес тоже хотела избраться в родном департаменте, чтобы получить судебный иммунитет, однако даже там она набрала не более 15% голосов.
«Странно, что Аньес не уехала, как это сделали многие члены ее кабинета, инкриминировать им есть что. Вероятно, ей все-таки придется расстаться со свободой. Но в своей мести Моралес мало с чем считается и даже бьет по своим же соратникам. Так, Эве Копе, сделавшей много для того, чтобы MAS вообще осталась в политике в трудный год, отказали в поддержке на выборах мэра Эль-Альто, ибо она решила остаться и вести борьбу после смены власти, а не бежать, как Моралес. Но в итоге она выдвинулась от другой левой партии и все равно выиграла»,– рассуждает Щелчков.
комментарии(0)