Фото REUTERS
По мере приближения запланированного на 16 марта раунда зондирующих переговоров с Грецией о ситуации в Восточном Средиземноморье власти Турции активно пытаются вызвать раскол в лагере тех региональных государств, которые поддержали греков в территориальных спорах. За короткое время турецкий официоз сделал ряд новых заявлений о перспективах скорого восстановления дипломатических отношений с Египтом, после чего тот был вынужден давать мировым СМИ осторожные разъяснения, что без изменения того курса, который ведет президент Реджеп Тайип Эрдоган, это невозможно.
Очередной раунд греко-турецких переговоров должен состояться в Афинах. Предыдущие зондирующие консультации по поводу ситуации в Восточном Средиземноморье прошли 25 января в Стамбуле. По их итогам было принято решение об организации следующей встречи в греческой столице. Несмотря на то что министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу в январе делал заявление, что зондирующие переговоры между Анкарой и Афинами прошли «в благоприятной обстановке», в действительности соседи не приблизились к разрешению взаимных претензий. Более того, страны по-прежнему склонны обмениваться резкими обвинениями в адрес друг друга и демонстрировать военную силу в пограничных районах.
Тем не менее Турция заметно изменила тактику поведения, участив заявления о скорой «реставрации» контактов с теми региональными игроками, которые входят в условно прогреческий лагерь. К нему относят Египет, Израиль, Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и поддержавшую их Францию. Новым «кандидатом» на сближение стал Каир, понизивший уровень отношений с Анкарой еще семь лет назад. Как заявил министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу, переговоры между государствами начаты «на дипломатическом уровне». Правда, шеф турецкой дипломатии сделал оговорку: «Связи были разорваны много лет назад, и поэтому невозможно наладить отношения за один день так, будто ничего и не было. Для этого нужно проводить последовательные встречи, определить «дорожную карту» и действовать исходя из этого».
После пятничной молитвы 12 марта Эрдоган выступил с серией более резких заявлений по поводу взаимодействия греков и арабов. Так, турецкий лидер заявил, что турецко-египетская дружба крепче, чем греко-египетская. А комментируя начатые в конце недели Афинами и Эр-Риядом совместные военно-воздушные учения, Эрдоган выразил сожаление, что власти королевства решились на подобный шаг. «Я буду обсуждать этот вопрос с официальными лицами Саудовской Аравии, – пообещал глава турецкого государства. – Мы считаем, что этого не должно было произойти». Эр-Рияд входит в число региональных столиц, с которыми Анкара хотела бы наладить более прагматичные отношения, однако сказать, что это Эрдогану удается, с уверенностью нельзя.
Каир, в свою очередь, на уровне источников информацию о подготовке встреч с турецкими представителями отвергает. «Никаких контактов или подготовки встреч с Турцией – прямых или непрямых – не осуществляется, – сказал египетский источник ТАСС. – Уже не первый раз Анкара выступает с заявлениями о возобновлении контактов с Каиром. Однако это лишь попытки вырваться из политической изоляции в регионе. Идеологический характер внешней политики Турции, которая рассуждает о наследии османов в Ливии, доктрине «Голубой родины» (экспансионистская концепция, которая предполагает расширение турецкой юрисдикции в Эгейском, Средиземном и Черном морях. – «НГ») и не скрывает своих амбиций, вызывает беспокойство».
В начале месяца Чавушоглу не исключил вероятности подписания с Каиром соглашения о демаркации границ в Средиземном море. Он отметил, что египетская сторона с уважением отнеслась к южным границам континентального шельфа Турции и в 2020 году при подписании соглашения о разграничении морских зон с Грецией. Эти высказывания ознаменовали резкую смену позиции: в прошлом Анкара говорила с Каиром в несколько другом тоне. К примеру, Эрдоган неоднократно называл египетского президента Абдель Фаттаха ас-Сиси не иначе как «тираном» и «путчистом», а события 2013 года в Арабской Республике, в результате которых военачальник и возглавил страну, в Турции квалифицировали исключительно как «военный переворот».
В связи с этим сейчас египтяне подчеркивают, что им важны реальные шаги, а не просто слова и что Турция «должна доказать свои добрые намерения и прекратить вмешиваться во внутренние дела». Дипломатический собеседник Libya Review в Каире, к примеру, говорит, что Анкара должна вывести свои Вооруженные силы (ВС) из Ливии, чтобы нормализовать отношения. А источник Egypt Today в МИД Арабской Республики обращает внимание на то, что любое государство, которое испытывает необходимость «установить нормальные отношения с Египтом, должно не только соблюдать нормы международного права и принципы политики добрососедства, но и пресекать попытки вмешательства во внутренние дела региональных государств».
О том, показывает ли политика Анкары качественные изменения, можно будет судить, вероятно, только после саммита ЕС, который должен состояться в конце этого месяца. Среди вопросов в его повестке – курс Турции в Восточном Средиземноморье. Не исключено, что сигналы Эрдогана о перспективах нормализации с арабскими игроками могут оказаться исключительно попыткой умиротворить европейских лидеров, которые, к слову, не показывают единства в оценке мер, подходящих для давления на Анкару.
комментарии(0)