Кандидатуру Меррика Гарланда поддержали почти все сенаторы, кроме трампистов. Фото Reuters
Сенат США утвердил кандидатуру предложенного президентом Джозефом Байденом министра юстиции. Им стал Меррик Гарланд, человек из команды Барака Обамы. От нового министра, который, согласно американскому законодательству, еще и исполняет обязанности генерального прокурора, в США ждут активизации резонансных расследований, в том числе касающихся предполагаемого вмешательства России в американские дела.
Кандидатуру Гарланда не одобрили 30 сенаторов, 70 высказались «за». Это очень хороший показатель поддержки. Для сравнения: предшественник Гарланда Уильям Барр стал министром юстиции благодаря голосам лишь 54 сенаторов.
Успех нового назначенца тем более впечатляет, что сейчас в верхней палате Конгресса – равенство. У обеих американских партий – по 50 сенаторов. За Гарланда проголосовали 20 республиканцев. Интересно, как разделились голоса в сенатской фракции этой партии. Ее руководство проголосовало за Гарланда. Сторонники экс-президента Дональда Трампа, наоборот, высказались против. Один из них, сенатор Тед Круз, пояснил свое решение тем, что сомневается в беспристрастности Гарланда. Тот-де не убедил Сенат в своей готовности руководствоваться исключительно буквой закона, а не волей политиков. Проще говоря, трамписты увидели в Гарланде того, кто будет преследовать их лидера и не станет излишне докучать действующему президенту. Сейчас Минюст занимается расследованием, в котором фигурирует сын главы государства Хантер Байден. От позиции главы ведомства будет многое зависеть.
Руководитель Центра прикладных исследований Института США и Канады РАН Павел Шариков в беседе с «НГ» заметил, что однозначных поводов считать себя политически ангажированным новый глава Минюста не дал. «Не припомню, чтоб Гарланд как-то светился в скандалах, связанных с Трампом. Кроме того, утверждение нового главы Минюста было обставлено именно, чтобы исключить подозрения в его адрес. Оно произошло после того, как закончилось рассмотрение последнего иска команды Трампа о признании ноябрьских президентских выборов сфальсифицированными», – сказал эксперт.
Вместе с тем назвать подозрения трампистов однозначно беспочвенными все же нельзя. Гарланд пообещал активизировать расследование событий 6 января, когда толпа сторонников Трампа ворвалась в Капитолий. Прежний профессиональный опыт нового главы Минюста не дает оснований считать, что он будет мягок к американским ультраправым. В 1990-х годах Гарланд получил известность как член команды обвинителей по резонансным делам против них. Например, в его послужном списке – процесс над обвиняемыми во взрыве в Оклахома-сити в 1995 году, унесшем жизни свыше 150 человек. Виновными в этом преступлении были признаны члены местных ультраправых «милиций» – единомышленники тех, кто штурмовал Капитолий в январе.
Наконец, Гарланда однозначно относят к так называемым либеральным юристам – тем, кто по своим позициям близок к Демократической партии. Это в 2016 году помешало его утверждению судьей Верховного суда. Против выступили республиканцы. Гарланд симпатизирует центристскому крылу демократов и, следовательно, может быть назван единомышленником Байдена. У него неплохие отношения с экс-президентом Обамой. Гарланда даже называют человеком его команды.
Для российско-американских отношений имеет большое значение, как поведет себя Минюст США при расследовании резонансных дел, так или иначе связанных с РФ. В первую очередь это касается кибератаки Sunburst на американские государственные органы в декабре прошлого года. Шариков обратил внимание на то, что, несмотря на громкие сообщения в прессе, расследование здесь только начинается. «Пока ни один американский чиновник не сказал четко и ясно: да, Россия – подозреваемый в этом деле», – отметил эксперт.
Станет ли таким чиновником Гарланд? Это вопрос открытый. Хотя предки Гарланда – евреи, приехавшие в США из Российской империи (спасаясь от антисемитизма, подчеркивал новый глава Минюста в своем выступлении в Сенате), он сам с делами, связанными с РФ, пока не соприкасался. Зато ему доводилось неоднократно высказывать свою позицию по проблематике, связанной с правами человека.
New York Тimes назвала одной из ключевых задач Гарланда «восстановление доверия в министерстве и к министерству», которое, по мнению газеты, было подорвано при Трампе. Это доверие, отмечает издание, очень потребуется при расследовании резонансных дел, в том числе связанных с Россией.
комментарии(0)