На фото заседание ливийского парламента по утверждению состава правительства страны. Фото Reuters
Палата представителей (ПП, парламент Ливии) утвердила состав переходного Правительства национального единства во главе с Абдель Хамидом ад-Дбейбой. Россия, ООН, Лига арабских государств, Европейский союз, США, другие страны и организации, проявив редкое по нынешним временам единодушие, приветствовали принятое решение о вотуме доверия новому кабинету министров.
За вотум доверия правительству ад-Дбейбы проголосовали 132 депутата ПП, двое воздержались. Еще 36 депутатов отсутствовали. В основном это были депутаты из Триполитании, наиболее враждебно настроенные по отношению к главкому Ливийской национальной армии (ЛНА) Халифе Хафтару, который весной 2019 года начал наступление на Триполи, и поддержавшему его спикеру ПП Агиле Салеху.
Ливийским парламентариям, заседавшим в Сирте, который еще недавно был, по сути, прифронтовым городом, понадобилось три дня, чтобы вынести вотум доверия. Первый день полностью ушел на дебаты, во второй голосовали, на третий – глава нового кабмина отвечал на вопросы. Следующее заседание ПП, посвященное обсуждению и утверждению бюджета правительства, решено провести в Бенгази, который считается второй столицей Ливии, а в последнее время там базировалась часть министерств и ведомств восточного центра власти во главе с Хафтаром, Салехом и премьер-министром Временного правительства Абдуллой ат-Тани.
Последний, по сообщению англоязычной газеты Libya Herald, уже сделал заявление о готовности передать властные полномочия своего, теперь уже бывшего правительства кабмину Абдель Хамида ад-Дбейбы. Аналогичные заявления сделал и Фаиз Сарадж, который возглавляет признанное ООН Правительство национального согласия (ПНС) и одновременно Президентский совет (ПС).
В новом правительстве ад-Дбейбы 35 министров, в том числе шесть государственных, представляющих различные города и районы Ливии. Кроме того, у премьера два заместителя. Впервые в истории страны портфель министра иностранных дел получила женщина. Это Наджма Мухаммед аль-Мангуш. Она окончила юридический факультет университета в Бенгази, долгое время стажировалась в университетах США, получила степень доктора наук, специалист по разрешению конфликтов.
Ее назначение не обошлось без интриги. Сначала в списки на должность главы МИДа попала Ламиа Абуседра, работавшая заместителем министра культуры еще в кабмине Абу Зейдана, сформированном вскоре после свержения Муаммара Каддафи. По некоторым данным, она до сих пор является членом исламистской партии «Ватан» («Родина», запрещена в России), которую основал печально известный Абдель Хаким Бельхадж, шеф Военного совета Триполи и создатель Боевой ливийской исламской группы, которая фактически «заварила кашу» со свержением Каддафи в 2011 году, а затем сыграла не последнюю роль в победе «революции». В 2001 году ООН внесла эту группировку в список террористических организаций, поскольку удалось доказать ее связь с «Аль-Каидой» и «Талибаном» (организации запрещены в РФ). Только в последний момент ад-Дбейба заменил Абуседру на аль-Магуш.
В составе правительства еще три женщины, которым достались портфели министров по социальным вопросам, культуры и юстиции. Таким образом, женщин в новом кабмине не более 14% от общего числа министров, хотя в свое время ад-Дбейба обещал, что их будет не менее 30%. Компенсировать такой «недобор» новый премьер обещает за счет назначения представительниц прекрасного пола на должности заместителей министров.
Должность министра обороны остается вакантной. Ливийцы, живущие в условиях пока еще хрупкого перемирия и отсутствия гражданского общества, не хотят никого искушать возможностью почти монопольно распоряжаться военным механизмом. Обязанности главы военного ведомства будут коллективно исполнять все три члена нового ПС.
Мировое сообщество приветствовало решение ливийских парламентариев о вотуме доверия кабинету министров ад-Дбейбы. По словам главы итальянского МИДа Луиджи Ди Майо, вынесенный ПП вотум доверия переходному правительству стал первым шагом по выходу страны из 10-летнего хаоса. Госсекретарь США Энтони Блинкен призвал стороны сохранять позитивный настрой, а мировое сообщество – поддержать ливийцев в создании эффективного и единого правительства.
«Приветствуя решение ливийского парламента, – говорится в заявлении МИД РФ, – рассматриваем его как важный шаг на пути преодоления затянувшегося острого кризиса на основе взаимоприемлемого конструктивного консенсуса между противоборствующими сторонами и инклюзивного диалога с участием всех влиятельных политических сил».
После первого шага должны последовать другие меры. Впереди – непаханое поле сложной работы. Вот наглядный тому пример. Собираясь в Сирт, ад-Дбейба решил ехать туда на автомобиле, Он хотел стать первым ливийцем, который символически откроет до сих пор закрытую дорогу, связывающую восток и запад страны. Однако боевики, охраняющие въезды и выезды из Мисураты, наотрез отказались поднять шлагбаум перед эскортом сопровождавших его машин. Политику пришлось лететь на самолете.
комментарии(0)