Приговор ставит крест на политических амбициях Саркози. Фото Reuters
Парижский суд приговорил бывшего президента Франции (2007–2012) Николя Саркози к трем годам тюремного заключения с испытательным сроком в один год за то, что он обещал бывшему судье Конституционного суда Жильберу Азиберу должность в обмен на информацию о другом деле. Азибер и адвокат Саркози Тьери Эрзог получили аналогичные сроки за разглашение профессиональной тайны.
Сторона обвинения просила Саркози меру пресечения в виде четырех лет лишения свободы с обязательным испытательным сроком в два года. Такого же наказания прокуроры хотели и для двух других обвиняемых: адвоката бывшего президента Тьеру Эрзога и бывшего судьи Конституционного суда Жильбера Азибера. Последнему, по версии следствия, Саркози готов был предоставить важный пост в Монако в обмен на информацию о расследовании по делу о незаконном финансировании предвыборной кампании Саркози 2007 года со стороны французской компании L’Oreal и ее главного акционера, ныне покойной Лилиан Беттанкур. Главное доказательство стороны обвинения: наличие перехваченных телефонных разговоров подсудимых. Обвиняемые вину не признали, Саркози на судебных заседаниях утверждал, что ни разу не совершал чего-либо коррупционного.
«Эти события не произошли бы, если бы бывший президент, как и адвокат, помнили о масштабах, ответственности и обязанностях своих должностей», – заявил прокурор Жан-Люк Блашон. Стоит отметить, что сторона обвинения в своих претензиях была весьма непритязательна, поскольку за дело о взяточничестве и торговле влиянием можно получить тюремный срок в 10 лет и штраф в размере 1,2 млн евро. Было установлено, что Азибер передал конфиденциальную информацию о «деле Беттанкур» по неофициальной линии Эрзогу, с которым он находился в дружеских отношениях. Впрочем, поста в Монако Азибер в итоге не получил. Однако факта коррупции это не отменяет. Стоит отметить, что приговор в отношении бывшего президента Франции примечателен, но небеспрецедентен. Так, покойный Жак Ширак за создание фиктивных рабочих мест в Париже получил два года тюремного срока условно.
С начала «дела Саркози» сразу возник вопрос о его возможной политизированности. Связано это с тем, что у партии республиканцев нет харизматичной фигуры для выдвижения кандидата в президенты на выборах 2022 года. Саркози несколько раз давал понять, что он не стремится вернуться в политику, однако при столь плачевной ситуации партия республиканцев могла бы и попросить его о помощи.
«Саркози три раза уже делал попытки вернуться в политику, последний раз это вышло даже как-то неприлично. Приговор в каком-то смысле выгоден Эмманюэлю Макрону, однако его и чей-то иной злой умысел усмотреть сложно, учитывая хорошие отношения главы Елисейского дворца и Саркози, а также то, что Макрон и так скорее всего переизберется, поскольку Марин ле Пен не сможет составить ему конкуренцию. Впрочем, если у Саркози еще оставались политические амбиции, то теперь, пожалуй, на них точно можно поставить крест. В целом же о политизированности дела говорить не приходится», – сказал ведущий сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров. В разговоре с «НГ» эксперт отметил, что приговор является не только персональным ударом по Саркози, но и по всей партии республиканцев, представителям которой теперь будет труднее бороться на региональных выборах.
комментарии(0)