Фото REUTERS
Администрация президента США Джозефа Байдена не должна блокировать сотрудничество стран Ближнего Востока с Россией и Китаем в том случае, если это не ущемляет американские интересы. Такие рекомендации Белому дому дала аналитическая корпорация RAND, которая выпустила специальный доклад о том, как могла бы выглядеть альтернативная стратегия США в регионе. Аналитики всерьез считают, что Вашингтону надо покончить с политическим фаворитизмом и инвестировать в экономику локальных игроков. В экспертной среде допускают: некоторые пункты могут быть рассмотрены Вашингтоном.
Байдену не следует вмешиваться в интерес региональных держав к Китаю и России в духе холодной войны, говорится в докладе «Переосмысление стратегии США на Ближнем Востоке». «Безусловно, три глобальные державы конкурируют в регионе и за его пределами, и некоторые аспекты взаимодействия двух стран (имеются в виду Россия и Китай. – «НГ») в масштабах региона расходятся со стратегическими целями и ценностями США, – говорится в исследовании. – Но Ближний Восток не должен быть еще одной ареной для усиления соперничества великих держав такими способами, которые могут еще сильнее дестабилизировать регион». По словам экспертов, в долгосрочной перспективе смена стратегии могла бы снизить конкуренцию.
Более того, аналитики нашли несколько сфер, где Москва, Вашингтон и Пекин могли бы взаимодействовать в контексте Ближнего Востока. Это борьба с терроризмом, режим нераспространения и развитие локальных экономик. Несмотря на интерес ближневосточных акторов к России и КНР, Америка все равно остается сильнейшим игроком, уверены в RAND. «США могли бы использовать многосторонние механизмы дипломатии и деконфликтации, поддерживая переговоры по деэскалации между монархиями Персидского залива и Ираном, создав форум региональной безопасности на Ближнем Востоке и продолжив работу глобальной коалиции против ИГ (запрещено в РФ. – «НГ») с расширенным вниманием к борьбе с экстремизмом».
Американская стратегия в регионе, которая существовала до настоящего времени, продемонстрировала свою несостоятельность, подчеркивают в RAND. Эксперты отмечают, что военная помощь США Ближнему Востоку в разы превышает экономическую помощь и что, несмотря на значительные инвестиции США в военную поддержку и поддержку в области безопасности, страны по-прежнему охвачены вооруженными конфликтами. «Отсутствует строгая, выполнимая и единообразная оценка программ сотрудничества в области безопасности», – сетуют авторы доклада. По их словам, урегулированию в регионе существенно препятствует и «нынешнее мировоззрение Вашингтона, которое сосредоточено на соперничестве между великими державами».
В RAND полагают, что Америка крайне неумело выстроила отношения с региональными игроками: значительную долю помощи получают государства «большой тройки» – Израиль, Египет и Иордания. «Ориентированные на военные нужды гранты значительно превосходят другие инвестиции. К примеру, США выделяют примерно ту же долю помощи Вооруженным силам Египта, что и на экономическую поддержку всего региона, – говорится в исследовании. – Более того, три государства потребляют подавляющую долю от общего объема грантов США». По словам аналитиков, подобный дисбаланс ограничивает глубину сотрудничества, которое Вашингтон мог бы вести с другими региональными столицами.
В связи с этим администрации Байдена рекомендуют сократить разрыв между уровнем той помощи, которую получают страны «большой тройки», и теми объемами поддержки, которой обладают другие региональные партнеры Америки. «Реализация подобного подхода также означала бы диверсификацию американского подхода к Персидскому заливу таким образом, чтобы не отдавать предпочтение отношениям с Саудовской Аравией и Объединенным Арабским Эмиратами в ущерб отношениям с другими партнерами из Персидского залива». Или по крайней мере США необходимо дать понять другим государствам на Аравийском полуострове, что партнерство с ними не менее приоритетно, говорится в докладе.
Акцент в исследовании делается на снижение интенсивности военной помощи. По оценкам специалистов RAND, Вашингтону нужно так перераспределить поступающие в регион ресурсы, чтобы это были инвестиции в людей. «Это включает расширение взаимодействия с общественностью стран Ближнего Востока по таким вопросам, как здоровье, безработица среди молодежи и изменение климата, – говорится в докладе. – США могут способствовать региональному экономическому развитию и интеграции, отдавая приоритет экономическим реформам и справедливому экономическому росту, что поможет частному сектору, мелким предпринимателям, а также инициативам по созданию рабочих мест».
«Конечно, некоторые аспекты могут быть взяты на вооружение администрацией Байдена, – заявил «НГ» эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семенов. – Россия для США выступает куда более надежным элементом противодействия терроризму, чем, например, Иран. Но если вспомнить недавнюю историю, именно приход и сохранение у власти в Ираке шиитского проиранского политика Нури аль-Малики был одобрен Вашингтоном для того, чтобы Иран заполнил вакуум безопасности после ухода из страны американцев и не допустил возрождения там «Аль-Каиды» (запрещена в РФ. – «НГ»), что, надо отметить, не получилось». Как заключил аналитик, сохранение российского присутствия в регионе позволит Вашингтону быть более спокойным за то, что возрождение ИГ будет купироваться в том числе и при помощи Москвы.
комментарии(0)