0
5289
Газета В мире Печатная версия

25.02.2021 20:14:00

Шри-Ланка готова лишить КНР форпоста в Индийском океане

Договор о 100-летней аренде Китаем порта на тропическом острове может быть пересмотрен

Тэги: шри ланка, порт, аренда, договор, китай, конфликт, индия


шри ланка, порт, аренда, договор, китай, конфликт, индия Власти Шри-Ланки считают, что, отдав в аренду на 99 лет порт Хамбантота, они пошли на слишком щедрую уступку Пекину. Фото с сайта www.hipg.lk

Власти Шри-Ланки пытаются добиться пересмотра соглашения с КНР о сдаче внаем гавани на своей территории. Сделка была заключена в 2017 году, когда островное государство было не в состоянии оплатить долги Китаю за строительство сооружений в порту Хамбантота. Предусматривалось, что срок аренды – 99 лет. Но министр иностранных дел Шри-Ланки говорит, что документ оставляет возможность продлить аренду еще на 98 лет. По его словам, предыдущее правительство совершило ошибку, договоренность нужно изменить.

В полемике вокруг той части плана Нового шелкового пути, который проходит по землям развивающихся стран, Шри-Ланка попала на ведущее место. Западная, прежде всего американская, пресса утверждает, что это государство, освободившееся от британского правления после войны, может угодить в лапы колонизатору нового типа – Китаю. Ему удалось поймать независимую страну в долговую ловушку и вынудить заключить договор о сдаче в аренду клочка своей земли почти на 100 лет!

Стоит напомнить, что Британия заполучила в аренду Гонконг на такой срок только после того, как она нанесла поражение Китаю в войне, которая получила название опиумной. А тут никакой войны, и вот драгоценный кусок суши – в долгосрочном лизинге. Преимущество порта Хамбантота еще в том состоит, что он расположился на южной оконечности острова и может служить прекрасным перевалочным пунктом на океанских маршрутах, связывающих Восточную Азию с Ближним Востоком.

Разумеется, Пекин отвергает обвинения в экспансионистских притязаниях как гнусную клевету на его политику. Представитель МИД КНР Ван Вэньбинь говорит, что сделка о порте заключалась на «равной и добровольной основе». Она предназначалась для того, чтобы преобразовать гавань в логистический, транспортный и промышленный хаб на Индийском океане. Более того, добавил Ван, порт справился с вызовами пандемии и расширяет операции.

До сих пор споры между китайцами и их оппонентами велись, так сказать, поверх голов самих ланкийцев. И вдруг министр иностранных дел Шри-Ланки Динеш Гунавердена, сделал заявление, которое ставит дальнейшую судьбу порта под вопрос. Как передала газета South China Morning Post, он сказал, что предыдущее правительство страны совершило ошибку. Оно, оказывается, отменило первоначальный лизинг на 99 лет и передало порт на более длительный период – на 99 лет плюс еще на 99 лет после того, как первый срок закончится.

Спрашивается, собирается ли Коломбо вносить изменения в соглашение? Министр этого не сказал. Китай же отрицает, что ведутся какие-либо переговоры об этом. Покров тайны отнюдь не рассеялся после того, как стали известны высказывания других должностных лиц Шри-Ланки. Выяснилось, что президент страны Готабайя Раджапакса, заняв этот пост в конце 2019 года, заявил, что хочет заново провести переговоры с Китаем. Но впоследствии он это отрицал.

Однако 6 февраля нынешнего года глава управления портами страны генерал Дайя Ратнаике подтвердил, что президент хочет пересмотра сделки с Китаем. По словам генерала, Шри-Ланка не получила больших выгод от соглашения. Ей пришлось даже перевести базу военно-морских сил из района, который контролирует Китай.

Так все-таки какова линия правительства страны? Хочет оно убрать этот форпост Китая со своей земли или нет? Издание Modern diplomacy утверждает, что нынешнее руководство страны в балансе сил между Индией и Китаем явно склоняется в сторону Китая. Оно просто хочет выторговать для Шри-Ланки более выгодные условия.

В беседе с «НГ» профессор МГИМО Сергей Лунев отметил: «Эту головоломку нужно рассматривать прежде всего в контексте противоборства в Южной Азии Индии и Китая. Индия крайне недовольна укреплением позиций Китая во всех странах Южной Азии, за исключением Бутана. Индийцы полагают, что КНР собирается создавать военно-морские базы в Индийском океане. Хотя об этом же толкуют американцы, реальных подтверждений такой версии нет. Тем не менее индийцы очень болезненно смотрят на проникновение Китая в Шри-Ланку, столь близкую им страну, хотя оно носит экономический характер. Правительство Шри-Ланки лавирует между Индией и Китаем. Оно занимает более прокитайскую позицию, чем прежнее правительство». Таким образом, скорее всего порт Хамбантота перешел под контроль КНР надолго. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


На развитие транспорта потратят триллион рублей

На развитие транспорта потратят триллион рублей

Ольга Соловьева

Дорогие авиабилеты замедляют увеличение пассажиропотока

0
1226
Моди примет Путина, несмотря на недовольство Вашингтона

Моди примет Путина, несмотря на недовольство Вашингтона

Владимир Скосырев

Москва и Дели подтверждают курс на укрепление сотрудничества

0
1627
"План стойкости" не мешает Зеленскому опять искать помощи у Запада

"План стойкости" не мешает Зеленскому опять искать помощи у Запада

Наталья Приходко

В Киеве накануне уверяли в обеспечении необходимого финансирования на год вперед

0
1484
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
1573

Другие новости