Президент Ирана Хасан Рухани требовал снятия американских санкций, и это частично сделано. Фото с сайта www.president.ir |
Вернуть против Ирана полноценный режим международных санкций, отмененный в 2015 году в рамках Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), требовал Дональд Трамп. Его аргументация была следующей: санкции снимались с условием, что иранцы свернут свою ядерную программу. Они ее сначала свернули, потом возобновили. Значит, санкции надо ввести вновь. То, что Иран действовал в ответ на выход США из СВПД и возобновление американских санкций, Трамп игнорировал.
В ходе избирательной кампании Байден сдержанно критиковал эту позицию. Он отмечал, что Трамп требует невыполнимого: идея возобновления международного санкционного режима не найдет поддержки в Совете Безопасности ООН. Напротив, еще более осложнит отношения США с европейскими союзниками. Против антииранских санкций высказываются не только Китай и Россия, но и остальные участники «ядерной сделки» – Великобритания, Франция, Германия.
В сентябре прошлого года администрация Трампа перешла от слов к делу. Госдеп объявил, что считает международные санкции ООН против Ирана восстановленными в полном объеме, даже несмотря на то что соответствующего решения самой ООН на это нет. Более того, Белый дом обещал наказать любую страну, которая считает иначе и будет нарушать, скажем, оружейное эмбарго. Поссориться с кем-либо из стран-союзников Трамп не успел: он проиграл выборы и покинул президентский пост.
И вот постпред США при ООН Ричард Миллс объявил, что его страна отзывает прошение о международных санкциях против Ирана. В направленном в Совбез письме он уведомил, что у Байдена иная позиция на этот счет, нежели чем у Трампа.
Письмо Миллса уже одобрили участники «ядерной сделки». Так, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал отказ США от призыва к антииранским санкциям «хорошим делом». «Но важно именно восстановление режима СВПД», – подчеркнул он. Что касается Германии, Франции и Великобритании, то письмо Миллса появилось после того, как с «евротройкой» провел переговоры глава Госдепа Энтони Блинкен. А в Иране дали понять, что рассматривают европейские страны посредниками в возможном возобновлении диалога с Вашингтоном. Рухани провел телефонный разговор с президентом Европейского совета Шарлем Мишелем и призвал европейцев более активно действовать на иранском направлении.
Отмена требования Трампа – это, безусловно, не то, что ожидают в Иране. Позиция Рухани остается прежней: сначала американцы должны снять все антииранские санкции, вернуться к СВПД, и уж только тогда иранцы будут выполнять свои обязательства, взятые в рамках «ядерной сделки». Байден и Блинкен ранее говорили, что все должно быть наоборот: сначала – действия Ирана, потом – США.
На этой неделе Рухани решил резко повысить ставки в дипломатической игре с Америкой, объявив, что ограничит доступ инспекторов МАГАТЭ для внеплановых проверок иранских ядерных объектов. Правда, сделано это будет не сразу, а только 23 февраля. Таким образом, новой администрации Белого дома было дано время, чтобы подтвердить свою заинтересованность в восстановлении «ядерной сделки». Письмо Миллса можно рассматривать в качестве такого подтверждения.
«Байден действительно заинтересован в том, чтобы «ядерная сделка» была восстановлена. СВПД заключался, когда он был вице-президентом в администрации Барака Обамы. Если Байден теперь откажется восстанавливать «ядерную сделку», то он подыграет Трампу, подтвердив его слова, что сделка была не нужна», – сказал в комментарии «НГ» директор Фонда изучения США им. Франклина Рузвельта при МГУ им. М.В. Ломоносова Юрий Рогулев.
Вместе с тем нельзя рассматривать письмо Миллса как свидетельство того, что Байден пойдет на односторонние уступки. Если встречных шагов со стороны Ирана хотя бы в виде отмены запрета внеплановых проверок МАГАТЭ не последует, переговорный процесс опять зайдет в тупик.
«Нельзя забывать, что Иран добивается от Байдена отмены ранее введенных санкций. А это не так просто. В США легче ввести санкции, чем их отменить. Требуются очень веские основания, чтобы пойти на такой шаг. Это Байден отлично осознает», – заключает Рогулев.
комментарии(0)