0
7856
Газета В мире Печатная версия

19.02.2021 19:42:00

США не смогли превратить G7 в антикитайский альянс

Американский президент позвал партнеров плыть по морям без компаса

Тэги: g7, саммит, борис джонсон, внешние враги, китай, россия, холодная война, новая модель


g7, саммит, борис джонсон, внешние враги, китай, россия, холодная война, новая модель Борису Джонсону, исполнявшему роль председателя G7, было над чем задуматься перед саммитом. Фото Reuters

В пятницу Джозеф Байден дважды выступил в видеоформате в роли лидера, объединяющего Запад против внешних врагов – Китая и России. На форуме G7 он призывал дать коллективный ответ вызову Пекина, а на Конференции по безопасности в Мюнхене больше вел речь о том, как обуздать Кремль. В Пекине устремления США восприняли как попытку начать новую холодную войну, где главным противником будет не СССР, а КНР. По мнению китайских экспертов, затащить ФРГ и Японию на свой корабль США не удастся.

Как сказала представитель Белого дома Джен Псаки, на саммите G7 Байден собирался говорить о том, как укрепить совместными усилиями способность противостоять росту влияния КНР. Имелись в виду прежде всего его попытки навязать миру свои торговые правила и стать доминирующей державой в сфере высоких технологий.

В роли председателя саммита выступал премьер-министр Великобритании Борис Джонсон.

На мюнхенской же встрече в фокусе находилась задача сформировать западный единый фронт против угроз для демократии со стороны России и Китая. При этом, как говорит Джереми Шапиро, директор исследований в Совете Европы по международным делам, Байден демонстрирует необычайно ястребиный подход к России, рассматривая ее в одном пакете с Китаем и определяя условия новой глобальной холодной войны против авторитаризма.

Чтобы убедить остальных членов «семерки» последовать за ним, Байден постарался выправить ущерб, нанесенный администрацией экс-президента Дональда Трампа отношениям между Вашингтоном и главными столицами Европы, которые прежде были прочными.

Как напоминает New York Times, хозяин Белого дома предпринял много самых легких шагов для примирения и восстановления единства с Европой. Он вернулся в Парижское соглашение по климату, решил поставить во главу угла защиту прав человека и даже пообещал вернуться к «ядерной сделке» с Ираном, подписанной в 2015 году.

Но жесткость по отношению к Москве и Пекину, которую проявляет Байден, нервирует лидеров Европы. И пока что, как замечает Шапиро, на Европейском континенте признаков какого-либо энтузиазма к этой линии Белого дома не заметно.

А в Пекине однозначно встретили новую миссию, которую взял на себя президент США, в штыки. Как говорит Чэнь Фэнин, научный сотрудник Китайского института современных международных отношений, «когда Демократическая партия США и Байден призывают дать ответ вызову Китая, они на деле имеют в виду подвергнуть его осаде и создать антикитайский альянс. Альянс идеологический, аналогичный НАТО. Но НАТО было нацелено против России, а сейчас острие группировки нацелено на Китай».

Китайская государственная газета Global Times тоже пишет о попытке сколотить альянс против КНР на основе G7. Но эта попытка нереальна. Государства «семерки» хотя и имеют перевес в технологиях и международном разделении труда, но на них приходится только часть мировой экономики, причем эта часть сокращается. Страны G7 сейчас дают 33% мирового ВВП, а 30 лет назад на них приходилось около 70%. Между тем Китай произвел 18,6% мирового ВВП в 2020 году. Поэтому говорить об экономическом восстановлении после пандемии, не привлекая к восстановлению Китай, – это «все равно что плавать по морям без компаса».

Взгляд на Китай у Байдена и других лидеров «семерки» может принципиально отличаться. Это относится в первую очередь к Германии и Японии. Китай для ФРГ – главный рынок сбыта автомобилей. У Японии с Китаем тоже огромный торговый оборот. Неужели эти две страны решатся ослабить свои узы с Китаем только для того, чтобы ублажить США, задается вопросом китайское издание.

В беседе с «НГ» Александр Ломанов, заместитель директора ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, отметил: «Общий интерес американцев и европейцев состоит в том, чтобы иметь рычаг сдерживания Китая. Вернее, инструмент для торга. У европейцев эта мотивация особенно сильна, они не хотят выглядеть слабыми. Думается, на уровне разговоров, заявлений о правах человека альянс будет создан. Но это не будет реальный альянс, который способен нанести Китаю экономический или военно-политический ущерб. Ведь европейцы не хотят терять прибыли из-за сворачивания экономических связей с Китаем».

По словам эксперта, сейчас складывается новая конфигурация модели холодной войны. «Экономическое взаимодействие между двумя сторонами будет продолжаться. Однако из этого взаимодействия все больше и больше вычленяется высокотехнологичный сектор. Он становится запретной зоной. Вот такая модель и будет создаваться на протяжении всего нынешнего десятилетия», – заключил Ломанов. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
1249
Пекин делает ставку на "экономику льда и снега"

Пекин делает ставку на "экономику льда и снега"

Ольга Соловьева

В России из 360 горнолыжных курортов пока активно используются только 20

0
2042
"Большая двадцатка" призвала богатых делиться с бедными

"Большая двадцатка" призвала богатых делиться с бедными

Геннадий Петров

Саммит G20 прошел под незримым влиянием Трампа

0
2015
Суд в Гонконге преподал урок оппозиционерам

Суд в Гонконге преподал урок оппозиционерам

Владимир Скосырев

Проигравшие получили от 4 до 10 лет тюрьмы

0
1805

Другие новости