Объект в Фордо станет менее доступным специалистам МАГАТЭ. Фото с сайта www.irna.ir
В четверг главы МИД Британии, Германии и Франции и госсекретарь США Энтони Блинкен провели переговоры о безопасности на Ближнем Востоке и о «ядерной сделке». Иран с 23 февраля прекратит выполнение дополнительного протокола к соглашению о гарантиях с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) в случае, если США не отменят санкции. В докладе агентства отмечаются новые сложности, связанные с наблюдением за ядерной программой Исламской Республики. Требования Тегерана, ведущие к обострению ситуации, кажутся нелогичными и вредными для иранских же властей ввиду невозможности их выполнения Вашингтоном. Однако не исключено, что верховный лидер Ирана Али Хаменеи ожидает инаугурации будущего нового президента страны, чтобы налаживание отношений с США формально стало заслугой радикалов и его лично, а не представителя реформаторов президента Хасана Рухани.
В отчете МАГАТЭ сказано, что Иран создаст трудности для ежедневного доступа к ядерным объектам, а также не позволит агентству следить за добычей урановой руды и производством деталей для центрифуг, которые могут использоваться для создания ядерного оружия. Кроме того, Тегеран грозит не уведомлять МАГАТЭ впредь о планирующихся работах, связанных с ядерной программой.
Ранее постпред РФ при МАГАТЭ Михаил Ульянов предупреждал, что именно выполнение дополнительного протокола обеспечивает уверенность в мирном характере развития ядерной программы Тегерана.
После прихода к власти президента Джозефа Байдена надежды на восстановление отношений Ирана и США, столь нужных экономике Исламской Республики, пока не оправдываются. Также американцев беспокоит ракетная программа Ирана.
Глава Белого дома настаивает, чтобы Тегеран сделал шаг первым и вернулся к выполнению условий Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) - «ядерной сделки». Блинкен во вторник заявил, что иранцы способны приступить к созданию оружейного урана в течение трех месяцев. Впрочем, до создания бомбы Ирану все равно еще далеко.
Не приходится сомневаться в том, что Вашингтон не пойдет на поводу у Тегерана, иначе Байдена обвинят в потакании врагам американцев. Так зачем же тогда столь громкие и грозные заявления представителей Исламской Республики, если их требования США не выполнят, а иранцы в то же время продолжают страдать от санкций? Может показаться, что Тегеран просто-напросто пошел ва-банк, зная, что на военные действия против Ирана демократы вряд ли пойдут. Непредсказуемого Дональда Трампа иранцы боялись куда больше. Поэтому с помощью давления на Белый дом руководители Исламской Республики либо окончательно разорвут отношения с Западом и смогут полноценно реализовать ядерную программу и работать над созданием атомной бомбы, либо добьются скорой отмены санкций. Однако действия Ирана могут быть связаны с его внутренней политикой.
«В июне в стране пройдут президентские выборы. Представитель либерально-реформаторского крыла Рухани скорее всего будет заменен на куда более радикального политика, одного из генералов Корпуса стражей исламской революции, более близкого по духу к верховному руководителю. Аналитики пока делают осторожные предположения, что преемником Рухани может стать спикер парламента Мохаммад-Багер Галебаф. Есть основания полагать, что Али Хаменеи сейчас создает подконтрольную систему для того, чтобы радикалы главенствовали в исполнительной, судебной и законодательных ветвях», – говорит старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин. Эксперт в разговоре с «НГ» отметил, что полностью от обязательств Иран не будет отказываться, иначе ему придется и вовсе выйти из МАГАТЭ. Однако отказ от выполнения дополнительного протокола создает ряд трудностей. Например, агентству придется за несколько месяцев уведомлять Тегеран о прибытии своих специалистов на ядерные объекты.
«Инаугурация нового президента состоится в августе, соответственно осенью диалог между Тегераном и Вашингтоном скорее всего наладится, поскольку санкции как-никак сильно бьют по экономике. Пока же Иран набирает козыри, чтобы иметь больше возможностей для маневра. К сожалению, правление Трампа осложнило ситуацию. Я напомню, что Рухани еще до прихода республиканца в Белый дом предлагал даже обменяться торговыми постпредствами с Вашингтоном. В 2011 году после введения санкций ЕС Али Хаменеи был вынужден дать зеленый свет на его кандидатуру. Теперь же не исключен вариант, что такой же зеленый свет может быть дан и его предшественнику – Махмуду Ахмадинежаду. Но пока точные прогнозы делать рано», – рассуждает Сажин. Он пояснил, что выдвижение своей кандидатуры бывший президент не исключал. Однако в Иране, чтобы стать кандидатом, фактически нужно получить одобрение верховного руководителя. Если же это произойдет, то вполне возможно, что Ахмадинежад, имеющий огромный авторитет в стране, снова станет президентом.
комментарии(0)