На фото последствия ночного обстрела Эрбиля. Фото Reuters
В Иракском Курдистане расследуют обстоятельства ракетной атаки, которая произошла в районе аэропорта города Эрбиль, где находится военная база США. Обстрел, в результате которого пострадал американский персонал, стал первым за последние два месяца нападением на объекты Вашингтона на иракской территории. В этом году ближневосточная страна может не раз стать местом проверки «красных линий» новой администрации президента США. В октябре в Ираке должны состояться досрочные парламентские выборы, в которых столкнутся интересы внешних игроков.
О расследовании ночных ударов сообщило МВД Иракского Курдистана. В нем также участвуют специалисты от международной коалиции и центральных властей. Как сообщил официальный представитель международных коалиционных сил полковник Уэйн Маротто, в результате атак погиб один гражданский подрядчик, в то время как один военнослужащий США и несколько американских специалистов получили ранения. Ответственность была возложена на Иран и лояльные ему формирования. Впрочем, сам Тегеран сообщения о причастности отверг. «Мы осуждаем сомнительные попытки связать это событие с Ираном», – заявил официальный представитель МИДа Саид Хатибзаде, комментируя ситуацию.
Госсекретарь США Энтони Блинкен назвал удары по Эрбилю «безжалостным актом насилия». «США поддержат все усилия по расследованию обстоятельств ракетного обстрела американской базы в Иракском Курдистане и привлечению виновных к ответственности, – говорится в распространенном заявлении шефа американской дипломатии. – Я связался с премьер-министром автономного региона Масруром Барзани, чтобы обсудить инцидент и заверить в нашей поддержке всех усилий по расследованию и привлечению к ответственности виновных». Администрация бывшего президента США Дональда Трампа обещала максимально жестко реагировать на любые угрозы жизням американских граждан в Ираке, поэтому нынешняя ситуация выглядит как вызов.
Ответственность за атаку взяла на себя малоизвестная шиитская группировка. Особый фон ее действиям придают начинающиеся 17 февраля видеопереговоры министров обороны стран НАТО, где помимо других проблем должна обсуждаться судьба иностранного контингента в Ираке. В республике, по официальным данным, находится около 500 инструкторов и советников из стран Североатлантического альянса. В январе 2020 года острый кризис, возникший на фоне американской операции по устранению иранского генерала Касема Сулеймани в Ираке, привел к определенным трудностям у натовской миссии: ее работа была приостановлена, а персонал частично выведен из страны. Теперь ситуация иная.
Накануне на пресс-конференции в Брюсселе генсек НАТО Йенс Столтенберг пообещал, что в ходе переговоров министры «обсудят расширение миссии» блока в Ираке. «Еще больше военных НАТО будут тренировать иракских военнослужащих и давать консультации по строительству институтов безопасности в этой стране, – сообщил он. – Миссия будет расширяться поэтапно, в зависимости от развития ситуации». Однако Столтенберг был вынужден добавить: «Мы будем действовать в соответствии с запросом правительства этой страны и координировать свои действия с глобальной коалицией, чтобы не допустить возрождения террористической организации «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России)».
Несмотря на то что иракского кризиса почти нет в повестке новой американской администрации, от Байдена ждут шагов по этому досье. В начале 2000-х он как глава сенатского комитета по международным отношениям сыграл определенную роль в одобрении интервенции в Ирак. Несмотря на то что постфактум Байден критиковал администрацию Джорджа Буша-младшего за плохую подготовку к военной операции и преждевременность объявления о победе, на начальной фазе вторжения тогдашний сенатор был активным апологетом идеи о необходимости смены иракского режима. «Президент имеет право наносить упреждающий удар, если уверен, что нашей стране угрожает опасность», – объяснял Байден Fox News в 2002 году.
Определенную долю ответственности Байден несет и за идею раскола. В мае 2006 года он выступил в New York Times с материалом о необходимости разделить страну на три отдельных региона – курдский, шиитский и суннитский – при сохранении центральной роли правительства в Багдаде. В августе того же года он опубликовал колонку в Washington Post, где выразил уверенность, что объединяющим для регионов фактором могла бы стать нефть: эти три религиозно-этнические группы Ирака могли бы быть заинтересованы в увеличении добычи энергоресурсов и повышении объема доходов от их продажи. Суннитскую часть иракцев Байден предлагал разбудить и привлечь к политическому процессу, «гарантировав пропорциональную долю нефтяной выручки».
Не исключено, что обстрелы Эрбиля являются тестом на то, как будет вести себя новый глава Белого дома на изменившейся за долгие годы иракской арене теперь. В октябре в республике должны пройти досрочные парламентские выборы, в ходе которых, как уже пишут и западные, и арабские наблюдатели, ставленники Тегерана, вероятно, сделают все, чтобы максимально отстранить прогрессивные силы от власти. Вполне вероятно, что по мере приближения даты голосования вызовы будут только расти.
комментарии(0)