0
4968
Газета В мире Интернет-версия

16.02.2021 09:23:00

Лидеру афганских талибов подыскивают время смерти

Конкурирующим кланам «Талибана» пора задуматься о новом вожде


Афганские СМИ сообщили о смерти лидера «Талибана» маулави Хайбатуллы / Фото автора.

Афганский «Талибан» (организация запрещена в РФ), скорее всего, уже несколько месяцев скрывает смерть своего лидера маулави Хайбатуллы Ахунда. Согласно данным ряда афганских СМИ, маулави Хайбатулла погиб несколько недель назад в результате взрыва бомбы в пакистанском городе Кветта. Компетентные источники «НГ», близкие к силовым структурам Афганистана, уверены, что вождя талибов нет в живых, как минимум, с мая прошлого года. Если информация о гибели маулави Хайбатуллы подтвердится, то «Талибан» ждет ожесточенная борьба за власть между основными претендентами – муллой Мохаммадом Якубом и Сираджуддином Хаккани.

Согласно информации от «надежных источников в Кветте», просочившейся несколько дней назад в ряд афганских изданий, «повелитель правоверных» (официальный титул лидера «Талибана» - «НГ») маулави Хайбатулла Ахундзада стал жертвой взрыва, организованного неизвестными террористами. Как отмечают источники журналистов, на главаря талибов было совершено покушение в тот момент, когда он находился в доме «министра финансов» «Талибана» Хафиза Абдул Маджида, расположенном в Кветте. Судя по всему, покушение совершил террорист-смертник или даже группа «шахидов». В результате маулави Хайбатулла и шеф разведки «Талибана» мулла Матиулла погибли на месте, а Хафиз Абдул Маджид скончался через два-три дня в пакистанской больнице. Официальные представители талибов пока никак не прокомментировали сообщения афганских СМИ о гибели маулави Хайбатуллы и двух его приближенных.

Следует отметить, что слухи о смерти маулави Хайбатуллы Ахунда появлялись и раньше. Эти слухи подогревало длительное отсутствие видеообращений лидера талибов (по словам заинтересованных наблюдателей, их нет с мая прошлого года), а также то, что в течение последнего года все заявления и воззвания от имени «повелителя правоверных» появляются исключительно в печатном виде. Те же наблюдатели также отмечают длительное отсутствие убедительных доказательств каких-либо встреч маулави Хайбатуллы с кем-то из своих соратников или крупных полевых командиров.

«Скорее всего, главарь талибов на самом деле мертв и достаточно давно, гораздо больше, чем несколько недель, - прокомментировали «НГ» ситуацию эксперты, близкие к афганским силовым структурам. – В частности, по достоверным данным, еще весной 2020 года в провинциях Газни и Пактика были проведены траурные религиозные церемонии по маулави Хайбатулле. Такие ритуалы проводятся лишь в тех случаях, когда есть абсолютно надежная информация о смерти человека. Поэтому есть все основания утверждать, что маулави Хайбатуллы нет в живых, как минимум, с мая 2020 года».

Напомним, что в истории «Талибана» уже есть один скандал, связанный с сокрытием информации о смерти своего лидера. Так, факт смерти основателя террористического движения муллы Мохаммада Омара талибы признали лишь в 2015 году, спустя два года после его реальной кончины: это привело к крупному скандалу в джихадистском сообществе, так как выяснилось, что боевики «Талибана» около двух лет приносили байят (присягу) мертвецу. На этом основании пропагандисты «Исламского государства» (ИГ, организация запрещена в РФ) – главного конкурента «Талибана» на афганском рынке «джихада» - даже обвинили главарей талибов в нарушении норм шариата и поклонении мертвому лидеру. Талибским идеологам с большим трудом удалось замять эту некрасивую историю. Гибель преемника муллы Омара муллы Мохаммада Ахтара Мансура в 2016 году от удара американского беспилотника талибы признали уже быстро, очевидно, наученные горьким опытом со смертью основателя движения «яростных мулл».

Смерть маулави Хайбатуллы Ахундзады неизбежно приведет к обострению борьбы за власть между различными группировками внутри «Талибана». Не исключено, что это уже происходит и тогда о гибели Хайбатуллы талибы объявят лишь после того, как придут к согласию относительно фигуры нового «повелителя правоверных». Согласовать же интересы в весьма пестром «Талибане» будет непросто.

В настоящее время движение талибов представляет собой сетевую структуру, состоящую из нескольких достаточно самостоятельных групп («шур», то есть советов) со своими лидерами, которые контролируют отдельные «фронты» афганского «джихада». Центральное место в этом «сообществе шур» занимает «Совет Кветты», который возглавляет маулави Хайбатулла Ахундзада (его отряды боевиков в основном активны на юге и северо-западе Афганистана, но также присутствуют в той или иной мере практически во всех районах страны). Важную роль играет «Совет Пешавара», который контролируется «сетью Хаккани» (организация запрещена в РФ) во главе с Сираджуддином Хаккани: его боевики действуют в Кабульском регионе и на востоке страны и теснее других талибских фракций связаны с Межведомственной разведкой Пакистана. «Совет Мешхеда» контролирует не менее 10% всех афганских талибов, действующих в основном на западе Афганистана, и при этом достаточно оппозиционно настроен по отношению к маулави Хайбатулле. «Совет Мираншаха» контролирует до 15% талибов, которые, главным образом, оперируют на юге и юго-востоке страны и тесно связаны с «сетью Хаккани». Наконец, «Совет Севера», отделившийся от Пешаварской шуры и контролирующий до 15% талибов, отвечает за террористические операции в афганском Бадахшане, его боевики также действуют в Кабульском регионе и некоторых восточных уездах.

Все эти «шуры» в свою очередь разделены на более мелкие фракции и группы, что нередко существенно затрудняет процесс согласования важных решений. Следует отметить, что Шуры Севера и Мираншаха сохраняют значительную автономию от Кветтской Шуры и нередко даже не ставят команду маулави Хайбатуллы в известность о своих тактических альянсах с боевиками других джихадистских группировок, в том числе, конкурирующих с талибами.

Кроме этого в составе «Талибана» действуют диссидентские группировки, чьи лидеры никогда не признавали за маулави Хайбатуллой титула «повелителя правоверных». Речь идет о «Расул Шуре» («Высшем совете Исламского Эмирата»), которую возглавляет мулла Расул, вышедший в 2016 году из «Совета Кветты» и контролирующий до 10% всех боевиков «Талибана», а также о группе Обайдуллы Исхакзая, двоюродного брата второго лидера талибов муллы Ахтара Мансура, в свою очередь, имеющего под своим контролем около 10% талибов.

Представляется, что основными соперниками в борьбе за титул «повелителя правоверных», скорее всего, станут глава военной комиссии «Талибана» мулла Мохаммад Якуб, сын основателя движения муллы Омара, и глава «сети Хаккани» Сираджуддин Хаккани (первый является выходцем из региона Большого Кандагара, где проживают пуштуны субэтнической группы дуррани, второй – это пуштун-гильзай с востока Афганистана).

Сильной стороной муллы Якуба являются его несомненные успехи в деле обеспечения финансовой независимости «Талибана»: в 2016 году он создал специальный финансовый комитет, который под его руководством в короткий срок увеличил более чем на 1 млрд долл. доходы движения. Летом 2020 года мулла Якуб стал военным руководителем «Талибана», объединив в своих руках силовые и финансовые ресурсы талибов. Именно мулла Якуб за последние четыре года изменил стратегию проведения операций боевиков «Талибана», сконцентрировав основные силы в районах страны, которые богаты полезными ископаемыми. Это позволило талибам получать огромные доходы не только от наркобизнеса, но и от незаконной добычи и реализации драгоценных камней, угля и соли. Сын муллы Омара также усилил поборы с жителей подконтрольных талибам территорий страны (это называется «совершенствованием налоговой системы исламского эмирата»).

Муллу Якуба поддерживает глава Катарского офиса «Талибана» мулла Абдул Гани Барадар – оба талибских лидера считаются сторонниками «умеренной линии», не исключающих использования переговорных технологий для достижения власти в Афганистане.

Напротив, имеющий репутацию «непримиримого» Сираджуддин Хаккани имеет давние и очень тесные связи с пакистанскими спецслужбами, его «сеть Хаккани» даже называют «афганским отделом» Межведомственной разведки Пакистана. Боевики Хаккани активно взаимодействуют с афганским филиалом «Исламского государства», который считается принципиальным конкурентом талибов из «Совета Кветта». На счету «сети Хаккани» самые резонансные теракты последних лет в Кабуле и других городах Афганистана, повлекшие многочисленные человеческие жертвы. Все это обеспечило Сираджуддину Хаккани сильные позиции в джихадистском сообществе региона.

Примерно равнозначные политические и ресурсные возможности муллы Якуба и Сираджуддина Хаккани в «Талибане» могут в итоге привести к тому, что пост «повелителя правоверных» будет отдан некой третьей фигуре – слабой и сугубо символической, которая станет выполнять почти исключительно представительские функции, тем самым, сохраняя баланс между двумя главными центрами реальной силы.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2359
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3027
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2260
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4001

Другие новости