Демократка Нэнси Пелоси и ее однопартийцы горячо поддерживают любые меры против Трампа. Фото Reuters
Дональд Трамп расценил провал второй попытки импичмента как свою победу. А его противники, как в Республиканской, так и в Демократической партиях говорят, что оправдание экс-президента не доказывает его невиновность. Более того, ход процесса можно расценивать как косвенное свидетельство некоей договоренности американского политического истеблишмента, цель которой – добиться ухода Трампа из политики.
Сразу после завершения суда Сената (так называется процесс по импичменту в верхней палате Конгресса) Трамп обратился к своим сторонникам. «Наше историческое, патриотическое и прекрасное движение за то, чтобы сделать Америку снова великой, только началось», – говорится в заявлении экс-президента.
Значительная часть текста обращения Трампа посвящена нападкам на Демократическую партию. Ее он обвинил во многих грехах – в том числе в «превращении правосудия в орудие политической мести» и «охоте на ведьм». Именно так Трамп расценивает обе попытки импичмента, которые были предприняты. Иная точка зрения у его оппонентов.
Суд Сената завершился абсолютно так, как прогнозировали все эксперты. Благодаря голосам Республиканской партии импичмент провалился. За него проголосовали все 50 сенаторов-демократов и всего лишь 7 однопартийцев Трампа. Для импичмента требовалось, чтоб республиканцев было минимум 17. В определенной мере даже такой результат сенсационен. Первый импичмент не состоялся, потому что за него проголосовал лишь один республиканец – сенатор от штата Юта Митт Ромни. Сейчас помимо него так сделали Сьюзан Коллинз, Лиза Мурковски, Билл Кэссиди, Патрик Туми, Ричард Берр и Бенджамин Сасс. Причем некоторые из них признавались прессе, что такой выбор им дался не без труда и после некоторых колебаний, которые объясняются сохраняющейся популярностью бывшего главы государства.
Так, Кэссиди считался сторонником Трампа, но изменил свою точку зрения уже во время суда Сената. Туми, в свою очередь, решил пойти против экс-президента и поддержавшей его на выборах значительной части избирателей своего штата Пенсильвания только потому, что собрался уходить из политики. Кэссиди и Бэрр, проголосовав за импичмент Трампу, проявили немалое политическое мужество и, похоже, навредили своей дальнейшей карьере. Республиканцы их штатов (Луизиана и Северная Каролина соответственно) вынесли порицание этим сенаторам. Действия Бэрра в письме его земляков и однопартийцев были оценены как «шокирующие и разочаровывающие».
А вот оценка правомерности дела против Трампа у руководства демократов и республиканцев удивительно совпала. «Хотя финальное голосование не привело к осуждению, суть обвинения не оспаривается», – констатировал президент США Джозеф Байден. Он, напомним, избран от Демократической партии. После процесса лидер республиканской сенатской фракции Митч Макконнелл объявил, что виновность Трампа в подстрекательстве к мятежу не подлежит сомнению, по крайней мере с моральной точки зрения. Возможно также, что экс-президент виновен и юридически. Но это, по словам Макконнелла, «не имеет юридической значимости»: Трамп уже не президент, и поэтому импичмент по отношению к нему неконституционен. При этом об осуждении или о каких-то репрессивных мерах к сенаторам, проголосовавшим за импичмент, Макконнелл и речи не вел.
Таким образом, реакция на процесс над экс-президентом еще раз продемонстрировала раскол между обычными республиканцами и партийным истеблишментом. Показательно также, что Демократическая партия после суда Сената прекратила разговоры о возможности применения к Трампу 14-й поправки к Конституции, наказывающей за мятеж лишением права занимать выборные должности. И это при том, что возможности для преследования экс-главы государства еще далеко не исчерпаны. Демократы могли бы опереться на как-либо связанные с событиями 6 января или выборами вердикты обычных судов, где фигурирует слово «мятеж», и провести голосование в Сенате. Но желания это делать они не проявляют.
Видимо, в Демократической партии считают, что Трамп достаточно наказан, или опасаются наказывать его. В беседе с «НГ» главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев заметил, что признание виновным в мятеже бывшего руководителя государства создало бы очень опасный прецедент. «Бывшие президенты страны не пользуются иммунитетом, но их раньше и не пытались посадить за то, что они сделали, находясь на посту. Теперь получается, все изменится. Такие перемены не могут найти понимания в американском обществе», – считает он.
Наконец, видимый отказ демократов от планов «добить» Трампа может быть связан с некоей закулисной договоренностью двух партий. В этой связи необходимо напомнить о заявлении, которое сделала в конце января председатель Национального комитета Республиканской партии Ронна Макдэниэл. Она заявила, что намерение Трампа выдвинуть свою кандидатуру на президентских выборах 2024 года – его личное дело. «Партия сохранит нейтралитет», – сказала Макдэниэл. Это заявление, свидетельствующее о том, что однопартийцы не хотят возвращения Трампа в Белый дом, с тех пор не опроверг и не дезавуировал ни один из высокопоставленных республиканцев.
комментарии(0)