Трамп не боится козней демократов и уверен, что республиканцы его не бросят. Фото Reuters
Процесс в верхней палате Конгресса США по импичменту Дональду Трампу (так называемый Суд Сената) заканчивается. Свою позицию изложила сторона обвинения, наступила очередь защиты. Между тем главная интрига процесса даже не в том, завершится ли он импичментом уже ушедшему президенту. По итогам Суда Сената Трампу могут на основании 14-й поправки к Конституции США запретить баллотироваться на выборные государственные должности. Тогда его политической карьере придет конец.
Позиция обвинения, сформулированная на Суде Сената, однозначна: Трамп виновен в том, что ему инкриминируется – то есть в мятеже. Как подчеркивал в своем выступлении обвинитель, конгрессмен Джейми Раскин, во время событий 6 января, когда толпа трампистов захватила Капитолий, президент повел себя не как верховный главнокомандующий и гарант Конституции, а как подстрекатель. Трампу ставится в вину то, что он только после штурма осудил насильственные действия. А до штурма – напротив, во всеуслышание призывал толпу идти к зданию Конгресса, «отстаивать свои права». Защита экс-президента намерена доказать, что фраза «идти к Капитолию» не тождественна призыву «штурмовать Капитолий». Сам Трамп упирает на то, что призывал лишь выразить мирный протест, причем по бесспорному, с его точки зрения, поводу – из-за фальсификации результатов президентских выборов. Американцев ждут дискуссии в Сенате на старую тему – имеют трамписты право считать голосование подтасованным или не имеют.
Но какими бы жаркими ни были эти споры, пока нет оснований считать, что импичмент Трампу будет объявлен. Для этого требуется, чтобы за него проголосовали все 50 сенаторов-демократов (что скорее всего будет) и минимум 17 сенаторов-республиканцев – что маловероятно. За проведение процедуры импичмента проголосовали в Сенате всего лишь 6 однопартийцев Трампа. Возможно, не все из них проголосуют за сам импичмент. Например, сенатор Лиза Мурковски в интервью CNN не дала ясного ответа на вопрос, как она будет голосовать. При этом она отметила, что «не представляет» как, после всего, что произошло, Трамп будет баллотироваться в президенты.
Ее слова выглядят как намек на то, что по итогам импичмента демократы могут запретить экс-президенту занимать выборные должности. Такая возможность предусмотрена 3-м разделом 14-й поправки к Конституции. В нем говорится о том, что если выборное лицо принимало участие в мятеже, то оно не может занимать выборную должность вновь. Поправка была принята после Гражданской войны в США и преследовала конкретную цель: помешать возвращению во власть должностным лицам побежденного Юга. Еще в январе в Конгрессе зарегистрировано предложение члена Палаты представителей Элеонор Холмс Нортон применить к Трампу эту древнюю правовую норму.
Для применения 14-й поправки не требуется двух третей голосов, как для импичмента. Достаточно квалифицированного большинства в 60 голосов (50 демократов и 10 республиканцев) или при некоторых условиях простого большинства – 50 голосов плюс один голос. В последнем случае демократы вовсе могут обойтись без республиканцев. У обеих фракций в Сенате по 50 мест, а при такой ситуации законодательство США предусматривает, что решающим должен быть голос вице-президента, то есть демократки Камалы Харрис.
Конечно, задействовать 14-ю поправку демократам будет легко, если Трампу объявят импичмент, таким образом, признав его виновным в мятеже. Но если этого не произойдет, они могут воспользоваться помощью, которую им любезно предоставляет прокуратура округа Фултон штата Джорджия. Она возбудила против Трампа уголовное дело. Его обвиняют в том, что он подстрекал к фальсификациям в ходе второго тура сенатских выборов в Джорджии 5 января этого года. Так прокуратура трактует телефонный разговор Трампа со своим однопартийцем, где говорилось о необходимости найти доказательства того, что демократы подтасовали голосование в этом штате. В принципе демократы могут раздуть дело, возбужденное в Джорджии, до обвинения в мятеже.
«Провалившись с импичментом, Демократическая партия хочет сохранить лицо, поэтому переобувается на ходу. Но возникает вопрос о правомерности применения 14-й поправки к Трампу. Он уже не занимает никаких выборных государственных должностей. Имеет ли право Сенат запретить частному лицу заниматься политикой? На мой взгляд, если такой запрет будет, у Трампа есть хорошие шансы оспорить его в суде», – сказал в беседе с «НГ» главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев.
Шансы на судебную победу экс-президенту повышает и политический аспект. В Верховном суде большинство – у судей-консерваторов, в той или иной мере разделяющих скорее взгляды республиканцев, чем демократов. Вряд ли они склонятся к поддержке сомнительной с правовой точки зрения инициативы, единственная цель которой – исключить Трампа из политики.
Кроме того, как заметил Васильев, лишение человека волей Сената возможности баллотироваться идет вразрез с американской политической культурой. «В демократическом обществе считается, что только избиратели могут решать судьбу политика. Только они на выборах могут решать, достоин ли он находиться во власти. Запрет Трампу баллотироваться может только поднять его рейтинг», – полагает эксперт.
Дискуссии о применимости 14-й поправки, конечно, может снять заявление самого экс-президента о том, что он уходит из политики. Его Трамп не сделал, хотя последнее время он уже не говорит о намерении баллотироваться на пост президента в 2024 году, что внушает его противникам большие надежды. А сторонники Трампа между тем не хотят, чтобы он уходил на покой. Согласно опросу службы Morning Consult, сделанному по заказу издания Politico, половина республиканцев хотят, чтобы экс-президент и далее играл значительную роль в делах партии.
комментарии(0)