Британцы еще не привыкли к тому, что граница с Ирландией больше не символическая. Фото Reuters
Даунинг-стрит пытается урегулировать с Евросоюзом вопрос о таможне на границе Северной Ирландии. Брюссель упрашивают отсрочить до 2023 года проверки товаров по своим правилам, поскольку возникли перебои с их поставками. Однако на мольбы о послаблении в условиях сделки о выходе из ЕС Лондон получает отказ и контробвинения. Вместе с тем уже за первый месяц полного брекзита в Великобритании сильно пострадали производители животноводческой продукции и службы доставки. Многие финансовые компании переехали в Амстердам, а в прессе распространились слухи о резком снижении британского экспорта в страны ЕС.
Министр юстиции Великобритании Майкл Гоув и заместитель председателя Еврокомиссии Марош Шефчович обсуждают обострившийся вопрос об организации контроля на ирландско-британской границе. Остров Ирландия, прежде входивший в единое экономическое и таможенное пространство Евросоюза, сейчас разделен. Одна его часть – в составе ЕС, другая – в составе Великобритании, покинувшей Объединенную Европу. Правила контроля прописаны в Протоколе по Северной Ирландии, который является частью соглашения по брекзиту. Но соблюдать их, как оказалось, трудно. Таможенники не справляются. Ирландцы явно не привыкли к тому, что из одной части острова в другую нельзя беспрепятственно перемещать товары.
«Хотя торговля сейчас и беспошлинная, но заполнение таможенных деклараций и проверки серьезно осложняют жизнь. Особенно это касается производителей продуктов животного происхождения. Также тяжело службам доставки: случаются задержки, и увеличивается цена услуг. В целом негативные прогнозы о брекзите сбываются», – говорит в беседе с «НГ» руководитель Центра политической интеграции Института Европы РАН Людмила Бабынина.
Попытки Даунинг-стрит пересмотреть Протокол о Северной Ирландии во многом связаны и с недавним вакцинным скандалом. В конце января Брюссель пригрозил организовать проверки на предмет возможного вывоза в Великобританию из ЕС вакцины от коронавируса AstraZeneka. «Покушение» британцев на условия брекзита напоминают ответную меру Евросоюза.
«Вакцинный скандал, был, конечно, просчетом Еврокомиссии, и за него уже извинились, хотя неприятный осадок остался. Это, однако, не отменяет необходимости работы таможни в Ирландском море», – пояснила Бабынина.
Как бы то ни было, Гоув, убежденный сторонник брекзита любой ценой, теперь просит пересмотреть сделку с ЕС. Давят на зампреда Еврокомиссии и сторонники активного сотрудничества Северной Ирландии с Соединенным Королевством – юнионисты (DUP). Лидер партии Арлин Фостор заявила, что Шефчович просто игнорирует проблему и «спрятал голову в песок».
Однако он резонно парирует: для начала Британия должна полноценно выполнять обязательства по таможенному контролю, а уже потом можно будет говорить о каких-либо послаблениях. В странах – членах ЕС мольбы Лондона не находят отклика в том числе и потому, что беспокойство по поводу возможных проблем с реализацией части соглашения, касающейся Северной Ирландии, выражалось на протяжении всего прошлого года. Тем не менее проблемы не устранялись. Если же идти на поводу у Лондона, то получается, что долгие мучительные переговоры ЕС и Великобритании оказываются напрасными. В письме, направленном на этой неделе Гоуву, Шефчович раскритиковал британские власти и фактически заявил, что Протокол по Северной Ирландии не выполняется по их вине. Якобы они дезинформируют трейдеров и не предоставляют доступа к таможенным данным представителям ЕС. Тем самым Великобритания как бы наказывает саму себя.
В любом случае после брекзита британская экономика несет ощутимые потери. Так, в газете Guardian появилась информация о том, что экспорт из Туманного Альбиона снизился в январе на 68% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году. Издание ссылается на британскую Ассоциацию автомобильных перевозок (RHA). В организации заявили, что от 65 до 75% грузовиков, прибывших из ЕС, вообще вернулись пустыми. Причина в том, что новые правила экспорта не устраивают многих предпринимателей, и они разрывают годами отработанные торговые цепочки.
Касаясь снижения британского экспорта в ЕС, Бабынина подчеркнула, что его масштабы не стоит оценивать так быстро. Вместе с тем очевидны изменения в финансовой сфере. Financial Times сообщает, что Амстердам в январе обогнал Лондон по объему торгов акциями – их продавалось на сумму 9,2 млрд евро в день, что на 600 млн больше, чем в Лондоне. С момента полного брекзита столица Нидерландов показала рост по этому показателю сразу в четыре раза.
«Действительно, Амстердам от ситуации с брекзитом оказался в выигрыше. Примечательно, что финансовые компании в целом остановили выбор на нем, а не на Париже. Причиной этого стало большее распространение там английского языка и гибкий рынок труда», – считает Бабынина.
комментарии(0)