Сейчас частный бизнес на Кубе развит слабо. Фото Reuters
Министр труда Кубы Марта Елена Фейто объявила о том, что количество разрешенных для частного бизнеса видов деятельности увеличится с 127 до более 2 тыс. Ограничения будут касаться только 124 сфер, правда пока неясно, каких именно. Западные СМИ видят в этом возможность для привлечения иностранных капиталов. Тем более что в Конгресс США уже внесен законопроект о налаживании торговых связей с Гаваной.
Решение о расширении списка позволенной для частного предпринимательства деятельности было принято Советом министров Кубы. Оно было вынужденным на фоне коронакризиса. В 2020 году ВВП Кубы снизился на 11%, отмечает Би-би-си. На данный момент примерно 600 тыс. кубинцев являются самозанятыми. Какие именно виды деятельности останутся в ведении государства, кубинские чиновники не уточнили.
Помимо последствий пандемии страна продолжает страдать от американских санкций. Более того, администрация Дональда Трампа в лице Майкла Помпео добилась включения Кубы в список стран – спонсоров терроризма в начале этого года. Президент Джозеф Байден, который критиковал политику своего предшественника в отношении Острова свободы, пока не делал серьезных шагов по сближению с Кубой. Но ожидать их вполне резонно, учитывая, какие были предприняты попытки при Бараке Обаме для налаживания связей Вашингтона и Гаваны. О намерении Белого дома улучшить отношения заявляла и пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки.
Случайно или нет, но в четверг сенатор-демократ от штата Орегон и председатель финансового комитета Сената Рон Уайден внес в Конгресс законопроект о нормализации торговых отношений Соединенных Штатов с Кубой. Блокаду Гаваны он назвал пережитком 1960-х годов и «катастрофической» политики Трампа. Впрочем, еще не факт, что инициатива увенчается успехом.
«Вводить санкции легко, отменять – тяжелее. Нужно достаточное обоснование, и одних экономических соображений будет мало»,– говорит директор Фонда изучения США им. Франклина Рузвельта при МГУ им. М.В. Ломоносова Юрий Рогулев.
В разговоре с «НГ» он отметил, что пойти на уступки Гаване Вашингтону будет все-таки легче, нежели согласиться на послабления в переговорах с тем же Тегераном. «Что же касается России, то Москва частично потеряла Гавану уже в 1990-х, и теперь не мы одни являемся партнерами Кубы. С ней поддерживают связи страны ЕС и Канада, не говоря уже о Китае», – сказал Рогулев.
Хотя кубинцы и раздумывали над реформами в экономике, но пандемия, судя по всему, заставила их ускорить процесс. Однако этот факт и является проблематичным, поскольку именно сейчас инвесторы не торопятся вкладывать средства на острове.
«Чтобы запустить экономику заново, нужны финансовые вливания, а денег в мире стало меньше в целом, и в 2020 году инвестиции в Латинскую Америку сократились. По данным Межамериканского банка развития, примерно 150 млрд долл. нужно влить в регион только по государственной линии. Проблема Кубы заключается далеко не только в американских санкциях», – сказал «НГ» руководитель Центра иберийских исследований Института Латинской Америки РАН Петр Яковлев.
Эксперт пояснил «НГ», что Куба попадет в конкурентную среду стран, ведущих в целом более благоприятную политику для привлечения инвестиций. Гаване следовало бы наладить контакты не только с США, но и с международными финансовыми институтами.
«Это помогло бы облегчить положение. Однако в целом в ближайшие два года, на мой взгляд, крупные инвестиции будет привлечь непросто, капиталы уже не хотят пересекать границы так легко, как раньше. Придется полагаться на собственные ресурсы, в частности на вливание в экономику денег, спрятанных под матрасом самих кубинцев. Вроде бы руководство настроилось на серьезный поворот в экономике. Теперь важно, чтобы правительство смогло гарантировать права собственников. Но опять-таки то, что Гавана идет на такие шаги, мотивируется во многом тяжелым положением, а не сознательным выбором. Иначе власти могли бы сомневаться еще несколько лет», – рассуждает Яковлев.
комментарии(0)