Фото Reuters
На фоне продолжающегося политического кризиса, неспособности политиков договориться и наконец сформировать правительство в Ливане нарастает скандал вокруг Центрального банка. Улицы ливанских городов захлестывают акции протестов, перекинувшиеся из Бейрута на периферию. При этом активизировали деятельность экстремистские группировки.
В Ливане по совету и с легкой руки президента Франции Эмманюэля Макрона начали работу аудиторы и следователи швейцарской прокуратуры. Они пытаются найти в деятельности Центробанка и его бессменного с 1993 года председателя Риада Саламе грубые ошибки и следы злоупотреблений. В ряде ливанских СМИ и социальных сетях уже давно появлялись материалы об откровенном воровстве, растратах и переводах денежных средств за рубеж. Но после взрыва в прошлом августе порта в Бейруте их стало особенно много.
По словам неназванного источника, близкого к канцелярии и.о. премьер-министра Саада Харири, Швейцария запросила у ливанских властей целый ряд финансовых документов, а также направила вопросы Саламе, его брату и помощнику о трансфертах за рубеж примерно на 350 млн долл., специально выделенных в свое время для приобретения продовольствия и товаров первой необходимости. Такая сумма всплыла после разразившегося еще в 2019 году коллапса финансовой системы Ливана. Разумеется, проверяются и другие переводы, правда, далеко не обо всех из них становится известно местным СМИ.
По сведениям агентства Reuters, судья Гада Аун выдвинула в адрес Саламе обвинениe в халатном исполнении своих обязанностей. В нарушении служебных инструкций и правил работы с иностранной валютой обвиняют и одну из компаний, специализирующихся на обмене валюты. Правда, о том, считают ли Саламе виновным, следователи швейцарской прокуратуры пока ничего не сообщили. И вот почему.
И.о. главы ливанского МИДа Шербиль Вехби во время встречи с послом Швейцарии Моникой Шмутц Киргез обратился к ней с просьбой не раскрывать сведения о расследовании, связанном с деятельностью Центробанка и его управляющего. Между тем попавший под подозрение в растрате банкир заявил, что в случае необходимости готов выехать в Швейцарию, чтобы ответить на все интересующие следователей и аудиторов вопросы.
Сам Саламе после предъявленных ему претензий практически недоступен для СМИ, однако время от времени делает заявления, смысл которых сводится к тому, что он невиновен, обвинения в его адрес высосаны из пальца и не имеют ничего общего с действительностью. Это якобы можно легко доказать, если поднять все документы, в которых зафиксированы переводы денежных средств за рубеж. Саламе считает, что СМИ специально раздувают вокруг него скандал, чтобы убедить простых ливанцев в казнокрадстве политиков и высокопоставленных чиновников.
В условиях продолжающихся дрязг между ведущими политическими организациями страны активизировали свою деятельность экстремистские группировки. По сообщению англоязычной саудовской газеты Arab News, на днях ливанские силы безопасности ликвидировали ячейку «Исламского государства» (организация запрещена в РФ) в районе города Арсаль на границе с Сирией. Были арестованы 18 сирийских и ливанских граждан, захвачено большое количество оружия и боеприпасов.
Между тем в Ливане продолжаются акции протеста граждан, недовольных условиями жизни, неспособностью политиков не только договориться между собой, чтобы наконец сформировать правительство и принять действенные меры по обузданию пандемии. Гнев ливанцев выплеснулся далеко за пределы Бейрута и перекинулся на север страны. Почти неделю продолжались ожесточенные столкновения между протестующими и силами безопасности в самом бедном городе страны – Триполи, где сложилась наиболее сложная обстановка с коронавирусом.
Спусковым крючком для беспорядков послужило введение властями продолжительного комендантского часа. Жители города, в основном молодежь, жгли покрышки, дрались врукопашную со стражами порядка, используя камни и даже ручные гранаты. Полиция отвечала слезоточивым газом и резиновыми пулями. Имеются убитые и раненые с обеих сторон.
Бывший премьер-министр Фуад Синьора считает, что в стране на сегодняшний день нет ни одной политической силы, которая могла бы взять на себя инициативу по спасению Ливана. «Вместо того чтобы бороться с расколом в обществе, политические партии ведут сразу две войны. Одну – внутреннюю, за лидерство внутри партии, другую – внешнюю, против других партий за обладание как можно большим количеством министерских портфелей», – говорит Синьора.
Не принесла никакой пользы и состоявшаяся на днях встреча Харири с одним из его основных политических соперников Джебраном Бассылем. Вместо конструктивного разговора и поиска разрешений существующих противоречий оба политика, как обычно, быстро перешли к взаимным обвинениям.
комментарии(0)