Фото Reuters
В Турции опять хотят вмешаться в текст Конституции. Президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил о необходимости вернуться к дискуссии о корректировке Основного закона. Впрочем, он не привел подробностей, какие пункты требуют пересмотра. За последнее время тема конституционных изменений не раз поднималась в ходе межгосударственных обсуждений в Турции, но главным образом оппонентами Эрдогана. Эксперты полагают, что целью реформ может оказаться система правления.
Заявление Эрдогана прозвучало на пресс-конференции в Анкаре по итогам заседания кабинета министров. «Возможно, для Турции настало время еще раз обсудить новую Конституцию, – выразил уверенность турецкий президент, который возглавляет Партию справедливости и развития (ПСР). – Если мы достигнем взаимопонимания с нашим партнером по альянсу (Партией националистического движения, ПНД. – «НГ»), мы можем мобилизовать усилия для принятия новой Конституции в ближайший период». Президент добавил, что процесс должен быть прозрачным и доступным для общественности. Эрдоган указал на то, что «итоговый текст должен быть представлен на рассмотрение нации».
Западные СМИ обращают внимание на то, что высказывания Эрдогана прозвучали спустя несколько недель после того, как его соратник по коалиции лидер ПНД Девлет Бахчели предложил внести в Основной закон республики серьезные поправки, которые в итоге блокировали бы работу прокурдской Партии демократии народов – одного из важнейших оппонентов ПСР. Лидер националистов выступил за то, чтобы Анкара пересмотрела содержание ст. 83 турецкой Конституции, в которой говорится о депутатском иммунитете. Бахчели не стал скрывать, что хотел бы обуздать прокурдских депутатов, чьи программные взгляды часто вызывают обвинения в попытке разделить Турцию.
«Не должно быть никаких разрешений для партии, которая ссылается на этнический раскол и террор, – открыто призывал Бахчели к закрытию ПДН. – Давайте внесем изменения в Конституцию, запустим реформу Закона о политических партиях или Уголовного кодекса Турции, чтобы закрыть эту кровоточащую рану».
Пересмотр турецкой Конституции проводился неоднократно. Последние изменения привели к смене парламентской формы правления на суперпрезидентскую. До этого парламент формально оставался основным органом власти в стране. Так было со времен провозглашения Турецкой Республики – с 1923 года. Эти реформы значительно расширили полномочия президента: он стал главой и государства, и правительства. По итогам изменений пост премьер-министра был полностью упразднен. Эрдоган обрел право назначать вице-президента, распределять министерские портфели, вмешиваться в работу членов коллегии судей и прокуроров. Он также получил право издавать указы, не требующие одобрения парламента.
В разговоре с «НГ» эксперт Центра политических исследований в Анкаре Орхан Гафарлы напомнил, что дискуссии об изменении Конституции в Турции ведутся давно. «Турция уже несколько лет как перешла к президентской системе, но в оппозиционной среде звучала критика, что она не работает, – указал Гафарлы. – Парламент реально почти не мог реагировать на изменения в плане законодательства или других сферах». Эксперт подчеркивает, что дискуссии шли в основном внутри оппозиции, которая требовала, чтобы был инициирован возврат к усилению роли парламента.
«С другой стороны, в правящей коалиции также звучали подобные заявления, однако она не требовала непосредственных изменений в рамках Конституции, – сказал аналитик. – Ее члены просто делали акцент на том, что необходимо корректировать или исправлять проблемы».
Гафарлы находит объяснение возобновившимся дискуссиям о Конституции: последние опросы общественного мнения в Турции свидетельствуют, что процент поддержки ПСР сильно падает. Падают и рейтинги Эрдогана. По словам эксперта, некоторые исследования фиксируют, что на этом фоне даже популярность Мансура Яваша – мэра Анкары начала расти. Не исключено, что сам Эрдоган прекрасно чувствует подобную тенденцию, которая может происходить по множеству причин – от реальных проблем в национальной экономике до реакции международных игроков на ситуацию в сфере прав человека.
«Экономика ухудшается год за годом, и это все надо исправлять, – говорит эксперт. – Поначалу Эрдоган говорил, что необходимы юридические реформы в том, что касается свободы слова, судов, прокуратуры». Но то, что он говорит сейчас о необходимости новой Конституции, пока что крайне туманно, считает Гафарлы. «В любом случае, думаю, что самая важная вещь – это усиление роли парламента в политической жизни Турции. За последнее время она снизилась», – признает аналитик. Он не исключает, что дискуссии могут возобновиться именно в этом направлении. Помимо этого, Турция могла бы вернуться к идее возвращения должности премьер-министра, заключает Гафарлы.
комментарии(0)