Тыграй остается местом гуманитарной катастрофы. Фото Reuters
Лидер Народного фронта освобождения Тыграя (НФОТ) Дебрецион Гебремикаэль заявил о себе СМИ впервые за последние два месяца. Он обвинил Аддис-Абебу в геноциде тыграйцев и призвал последних продолжать борьбу, передает AP. Власти Эфиопии хотя и уверяют партнеров на Западе, что гуманитарная обстановка в Тыграе, где был подавлен мятеж, нормализовалась, однако сообщения об изнасилованиях и кадры о вывозе трофеев караванами эритрейских грузовиков заставляют думать иначе. 4,5 млн тыграйцев нуждаются в помощи, часть из них уже голодает.
На руинах восставшего штата начинает меняться картина власти в Эфиопии. Точнее, возвращаться на многовековые круги своя. Представители народности амхара возвращают себе первые позиции в стране после окончания эпохи тыграйцев.
Амхарские военные части, несмотря на не самую высокую дисциплинированность, сыграли одну из ключевых ролей в кампании, и этот народ получил свои выгоды. За счет Тыграя штат Амхара планирует создать две новые административные зоны. Амхарские лоббисты добиваются предоставления родственникам наиболее плодородных земель. Тыграйцев продолжают вытеснять из сферы бизнеса и с ключевых инженерных должностей. Структуры, приближенные к НФОТу, теряют свое влияние окончательно, хотя сам процесс был начат еще несколько лет назад.
Впрочем, тыграйцы вынуждены думать не столько о финансовых выгодах, сколько о том, как им выжить. По оценкам ООН, 4,5 млн тыграйцев нуждаются в гуманитарной помощи, 2,2 млн стали внутренними переселенцами. Тем не менее борьбу партизаны НФОТ прекращать не намерены, да и деваться бойцам некуда. 28 ноября они потеряли столицу Мэкеле, запад штата контролируется федеральными войсками, однако центральная и южная гористая зоны региона все еще находятся под контролем НФОТа.
«Перестрелки ведутся даже неподалеку от Мэкеле. Полного контроля над регионом у федералов нет, Аксум, вероятно, переходит из рук в руки. Тыграй превращается в черную дыру гуманитарной катастрофы и вовлекает в себя новые силы. Сообщения остаются неоднозначными, связь все еще нарушена, данные приходится перепроверять. Тем не менее есть информация, что относительно недавно в зону боевых действий вошло около 3 тыс. сомалийских бойцов от федерального правительства Могадишо и до 2,8 тыс. из них погибли. Так что о конце конфликта говорить не приходится», – пояснил «НГ» кандидат исторических наук, автор Telegram-канала о черной Африке Zangaro Today Алексей Целунов.
Но все же главная сила, которой боятся тыграйцы, – это эритрейские войска, творящие бесчинства на оккупированной территории. К концу 2020 года их присутствие стало уже очевидным фактом, о котором даже в официальных выступлениях проговорился один из эфиопских военачальников. Администрация президента США Джозефа Байдена призвала эритрейцев вывести войска.
«На высшем уровне у глав Эфиопии и Эритреи скорее всего есть договоренности, но никакой координации на более низких уровнях нет. Цель эритрейцев проста: разгромить НФОТ, который они считают главным виновником своих бед. Есть призывы «отбросить Тыграй на 50 лет назад после того, как они отбросили нас на 20 лет». Воюют эритрейцы, бросая на верную смерть молодых 16–17-летних бойцов. Не щадят ни своих, ни тыграйцев: расправляются с деревнями, насилуют и забирают абсолютно все, что вывезти в состоянии. Есть данные, что Эритрея готовится к новому наступлению, чтобы сломить партизанское сопротивление. Часть войск охраняет границу с Суданом: чтобы свои же призывники туда не убежали», – говорит эксперт.
Целунов отметил, что более активным участникам конфликта становится Судан, не исключено вовлечение Египта. У него есть свои интересы, и военные действия происходят недалеко от эфиопской ГЭС «Хидасэ», грозящей забрать водные ресурсы египтян. Суданцы, воспользовавшись занятостью амхарских военных, в конце декабря прошлого года захватили спорный плодородный район Аль-Фашага, который, правда, по международному праву принадлежит Хартуму же. До недавнего времени Судан сохранял нейтралитет.
«Что будет с Эфиопией, неясно. Премьер Абий Ахмет потерял поддержку народности орома, рассорившись с их двумя главными политиками, и теперь вынужденно ставит на амхара. Инвесторы в продолжающемся конфликте тоже начинают терять терпение. Гуманитарная ситуация хуже некуда, люди гибнут от голода, какого не было с 1984 года. Но Запад пока дает Абию Ахмету карт-бланш», – заключает Целунов.
комментарии(0)