Французы ждут вакцин, как и вся континентальная Европа. Фото Reuters
В течение января стало ясно, что вакцины AstraZeneca и Pfizer/BioNTech будут произведены и доставлены в Евросоюз позже запланированного срока. Став главными спонсорами программы доступной вакцинации COVAX, страны – члены ЕС теперь лишаются этого доступа в самый критический момент, когда необходимость в прививках огромна. Правительство Британии при этом заняло жесткую позицию, настаивая на том, чтобы отечественная компания, с который контракт был заключен заранее, сначала произвела вакцины для своих граждан, а уже потом для остальных европейцев.
Когда правительства заключали контракты на поставки вакцин, СМИ мало задумывались о том, что возможно возникновение конфликта интересов между странами-производителями и странами-покупателями. Ведь вакцинация населения – это не просто вопрос денег, но и национальной и международной безопасности. А при прочих равных приоритет отдается «своим».
«Вакцинный национализм» – это уже факт, который признали, в частности, на Всемирном экономическом форуме (ВЭФ) в Давосе. В преддверии мероприятия на сайте ВЭФ отметили, что богатые страны собираются запасать вакцины, притом что у населения бедных государств доступа к вакцине нет в принципе. Если верить авторам, то не так уж и много требуется денег для того, чтобы обеспечить вакцинами страны с низкими доходами населения, – 25 млрд долл. При этом современное общество затрудняется собрать такие средства. Евросоюз как структура выделит на помощь программе COVAX 500 млн евро, а вместе с партнерами – 850 млн евро. Это притом что, по данным швейцарского банка UBS и международной консалтинговой сети PwC, состояние класса «сверхбогатых» жителей Земли увеличилось за время пандемии на 2,2 трлн долл. к началу октября 2020 года.
Вакцинный национализм может обойтись мировой экономике в 9,2 трлн долл. – такую оценку дал глава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Тедрос Гебрейесус. А вот оценку человеческих потерь в организации не дали. Впрочем, Гебрейесус не может не понимать, что вопрос и в деньгах тоже. Его родной небогатой Эфиопии, которая недавно пережила вооруженный конфликт, не хватит средств на закупку необходимого количества вакцин. Поэтому он и призывал сильных мира сего активнее финансировать программу COVAX, цель которой – сделать прививку от коронавируса доступной по всему миру.
А у богатых свои проблемы. Денег, как выясняется, тоже недостаточно. Серьезные осложнения возникли в процессе доставки вакцин в Евросоюз. Шведско-британский концерн AstraZeneca готов поставить в ЕС лишь 25% объема запланированных вакцин в первом квартале, утверждает Guardian. При этом компания заявила о том, что выполнит просьбу Лондона и произведет 2 млн вакцин в кратчайшие сроки.
Брюссель оказался в своеобразной очереди позади Британии, где находятся два из четырех заводов по производству вакцин. Из-за этого на Туманном Альбионе процесс вакцинации проходит значительно быстрее, чем в Европе. В ответ на возмущение стран – членов ЕС представители AstraZeneca замечают, что Даунинг-стрит раньше заключил контракт.
Масла в огонь подлило правительство Бориса Джонсона своими заявлениями о том, что сначала два завода компании произведут 100 млн вакцин для британцев, а уже потом начнут работать на благо граждан других стран. ЕС, кстати, планировал получить как раз 100 млн вакцин от AstraZeneca к началу апреля, а весь заказ состоит из 400 млн доз. Можно предположить, что британский премьер пытается оправдать брекзит и убедить население в его эффективности: если бы Лондон присоединился к европейской программе вакцинации, то ему не удалось бы получать вакцины раньше остальных.
В Брюсселе теперь опасаются того, что компания могла поставлять в Британию вакцины и с двух заводов в Нидерландах и Бельгии. Сотрудники Бельгийского федерального агентства по лекарственным средствам днем в четверг выехали с проверкой на завод. Если опасения подтвердятся, Британии грозит торговая война, а производителю вакцин – разрыв контракта.
Впрочем, альтернатив у Брюсселя не так много. С американо-немецкой вакциной Pfizer/BioNTech тоже сложности. Ранее американская Pfizer уже дважды сокращала поставки своих вакцин в Евросоюз. Причиной называлась необходимость наращивания производственных мощностей. А когда Европейское агентство по лекарственным препаратам разрешило извлекать из флакона вакцины Pfizer/BioNTech шесть доз вместо пяти, американцы получили еще одно основание сократить реальные поставки, поскольку в контракте говорится о дозах, а не о флаконах.
Терпение в этой ситуации проявляют не все европейцы. Так, министр иностранных дел Италии Луиджи Ди Майо пригрозил судебными разбирательствами Pfizer и AstraZeneca, если они не начнут полноценно исполнять обязательства. Надежда остается на немецкую BioNTech и на швейцарский концерн Lonza, который будет производить вакцину американской компании Moderna. Тяжелее всего в Евросоюзе приходится Португалии. Количество заражений там пока не идет на спад, несмотря на введение нового строгого карантина. А вакцин там не хватает даже для того, чтобы привить работников здравоохранения, передает Bloomberg.
комментарии(0)