Берни Сандерс может стать единственным левым, кто будет допущен до власти при Байдене. Фото Reuters
К работе приступил обновленный состав Сената США, в котором большинством голосов теперь располагают не республиканцы а демократы. Это значит, что вступивший в должность президент Джозеф Байден может официально заняться формированием своей администрации. Большая часть кадровых назначений, которые он планирует сделать и провести через Конгресс, уже анонсирована. Если Байден не отступит от своих слов, в его администрации не будет представлено левое крыло Демократической партии.
Завершена сертификация второго тура сенатских выборов в Джорджии. Верхнюю палату Конгресса пополнили два демократа – Рафаэль Уорнок и Джон Оссофф. Камала Харрис привела их к присяге. Вместе с Уорноком и Оссоффом демократы теперь занимают в Сенате 50 мест.
Столько же у республиканцев. При таком раскладе, по американскому законодательству, решающий голос принадлежит вице-президенту – то есть демократке Харрис.
Теперь Байден сможет приступить к официальному утверждению членов своей администрации, не боясь противодействия республиканцев. Обе палаты находятся под контролем однопартийцев президента – ситуация, о которой Трамп мог только мечтать. Поэтому Байден порвет с порочной традицией своего предшественника не проводить утверждения глав министерств и ведомств через Конгресс, оставляя их в ранге исполняющих обязанности. Правда, необходимым условием для этого является сохранение единства Демократической партии – в частности, отсутствие конфликта между ее правоцентристским крылом и левыми, или, как их еще называют в США, прогрессистами. То, что известно о кадровой политике Байдена, заставляет сомневаться в реальности выполнения этого условия.
В день его инаугурации Сенат утвердил Эврил Хайнс в должности директора Национальной разведки США. Это первое утверждение члена администрации Байдена. Эта и как минимум следующая неделя будут посвящены рассмотрению остальных кадровых решений Байдена. Так, главой Пентагона станет бывший руководитель Центрального командования Вооруженных сил, генерал в отставке Ллойд Остин, министром финансов – экс-председатель Федеральной резервной системы Джанет Йеллен, госсекретарем – экс-чиновник Госдепа Энтони Блинкен.
А прогрессисты в перечне анонсированных Байденом назначений отсутствуют. Некоторой уступкой левым, конечно, можно считать то, что вице-президентом стала Харрис. Кроме того, министром транспорта предложено стать Питу Буттиджичу, сопернику Байдена по праймериз. Оба не прочь использовать левую риторику. Однако все же к прогрессистскому крылу Демократической партии их нельзя отнести никак.
«Байден хитро поступил. Он сказал, что левые демократы – и Сандерс, и Уоррен, и Окасио-Кортес – ему больше нужны в Конгрессе. Вот там действительно левым что-то достанется», – сказал «НГ» директор Фонда изучения США им. Франклина Рузвельта при МГУ им. М.В. Ломоносова Юрий Рогулев.
Разумеется, и речи не идет о приглашении в госорганы представителей движения Black Lives Matter или еще каких-то радикальных групп – то, чем пугал своих избирателей Дональд Трамп.
Пока самая значительная из возможных кадровых уступок левым – это предполагаемое назначение Берни Сандерса главой бюджетного комитета Сената. Он подтвердил, что готов принять этот пост. Сандерс также сообщил о своих планах добиваться снижения оборонных расходов и повышения собираемости налогов. И то, и другое будет непросто сделать, хотя бы потому, что сенатский комитет по бюджету не находится целиком в руках левых.
Байден своими первыми решениями и заявлениями также дал понять, что заигрывание с левыми идеями возможно лишь до известного предела. Так, он подписал указ о возвращении США к Парижскому соглашению по климату, регулирующему выброс углекислого газа в атмосферу. Но в его первых заявлениях и решениях нет упоминаний о «зеленой сделке» ни в ее радикальном варианте, предложенном конгрессменом Александрией Окасио-Кортес, ни в более умеренных вариантах, схожих с теми, что предлагаются в Европе.
Green new deal («Зеленой новой сделкой» или, более правильный перевод, «Зеленым новым курсом», по аналогии с «Новым курсом» Франклина Делано Рузвельта) в США называют план постепенного отказа от невозобновляемых источников энергии. Опасениями, что президент-демократ попытается его реализовать, во многом объясняется успех Трампа, скажем, в нефтедобывающем штате Техас.
Первым напоминанием о том, что левых может не устроить положение безвластного союзника, стали волнения в Портленде и Сиэтле. Они прошли сразу после инаугурации. Их участники, в том числе активисты BLM, кричали, что Америке нужна «справедливость, а не Байден».
Конфликт с левыми у президента обязательно будет, вопрос лишь в том, когда, полагает Рогулев. «Тут все зависит от того, будет ли успешной экономическая политика Байдена, повезет ли ему, придется ли на его каденцию конец пандемии», – полагает эксперт. Рогулев считает, что решающий бой левые дадут президенту на промежуточных выборах в Сенат в 2022 году. До этого времени единство Демократической партии скорее всего сохранится.
комментарии(0)