Выпускник МГИМО Ян Кубиш стал спецпосланником генсека ООН по Ливии. Фото с сайта www.un.org
Генсек ООН Антониу Гутерриш утвердил спецпосланником по Ливии выпускника МГИМО, экс-министра иностранных дел Словакии Яна Кубиша. В Ливии это назначение в штыки приняли представители «Братьев-мусульман» (запрещены в России), которых устраивала кандидатура временно исполнявшей обязанности спецпосланника американки Стефани Уильямс.
В структурах ООН Кубиш работает с 2012 года. Он руководил миссиями ООН в Афганистане и Ираке. С 2019 года и до своего назначения «на Ливию» словацкий дипломат занимал должность спецпосланника генсека ООН в Ливане.
Назначению Кубиша предшествовала долгая закулисная борьба внутри ООН. После ухода в отставку в марте 2020 года Гасана Саламе его должность оставалась вакантной в течение 10 месяцев. Найти подходящую кандидатуру, которая отвечала бы требованиям главных внешних игроков, прежде всего США, было не так просто. Вашингтон был бы не прочь назначить после отставки Саламе американку Стефани Уильямс, временно исполнявшую его обязанности. Однако против ее кандидатуры выступали арабские и европейские страны. Уж слишком одиозной личностью она им казалась, что и подтвердилось позднее.
Наконец в декабре выбор генсека ООН, казалось, остановился на другом выпускнике МГИМО и не менее авторитетном болгарском дипломате Николае Младенове. У себя на родине он тоже успел возглавить МИД, а также оборонное ведомство. В ООН уже был подписан соответствующий приказ о назначении Младенова. Более того, болгарина даже успели освободить от обязанностей специального координатора ООН по мирному процессу на Ближнем Востоке и назначить на его место норвежца Тора Веннесленда.
Однако уже через неделю Младенов неожиданно подал заявление об отставке, ссылаясь на семейные обстоятельства. И тогда уже появилась кандидатура Кубиша, которую дружно поддержали в СБ ООН. Казалось бы, на этом можно ставить точку. Однако сразу после назначения Кубиша в ООН распространили доклад, в котором всячески превозносятся успехи команды Уильямс, способствовавшей невиданному прорыву политического процесса в Ливии.
Речь в нем идет о том, что якобы под руководством Уильямс и в рамках Форума ливийского политического диалога (ФЛПД) удалось убедить ливийцев сформировать так называемый консультационный комитет, который займется подготовкой к выборам, назначенным на декабрь 2021 года. Уильямс удалось вывести некую формулу, с помощью которой можно будет определять, проходят предложения участников ФЛДП о формировании нового президентского совета или нет. Авторы доклада пишут и о том, что Уильямс учла предыдущую критику ливийцев в свой адрес и постаралась исправить многие ошибки. И теперь никто не может сказать, что ооновские чиновники навязывают ливийцам свою волю.
Впрочем, в докладе перечислены и действительные успехи, которых добились ливийцы, в том числе договоренности в рамках совместного военного комитета, работающего по формуле «5+5». Имеются в виду соглашения об обмене пленными и прекращении огня, переговоры об открытии дорог, связывающих различные районы страны, попытки согласовать единый обменный курс ливийской лиры и др. Однако об этих успехах говорится как о достижениях чуть ли не вчерашнего дня, в то время как на самом деле они были достигнуты еще два-четыре месяца назад. Причем роль ООН в достижении этих успехов была минимальной.
Если у Уильямс и есть особые заслуги, то в первую очередь перед ливийскими радикалами, близкими к «Братьям-мусульманам». В свое время при формировании ФЛПД, состоящего из 75 человек, американка отдавала предпочтение именно им. Помимо 26 делегатов, выдвинутых от правительства национального единства (ПНЕ) Фаиза Сараджа и Палаты представителей во главе с Агилой Салехом, остальные 49 человек были выбраны лично Уильямс. По какому принципу она отбирала этих людей, каковы были их полномочия, остается неясным до сих пор. По ее словам, это были главным образом актеры, писатели, деятели искусств, блогеры, то есть люди, не связанные ни с властными структурами на востоке и западе Ливии, ни с политическими партиями.
Быстро выяснилось, что подавляющее большинство креатур Уильямс были из «Братьев-мусульман». Многие из них старались пролезть в ФЛПД за счет взяток. В конце концов две попытки провести форум еще в ноябре заканчивались полным провалом, который сопровождался коррупционными скандалами.
Еще один штрих, который говорит о «профессионализме» Уильямс. Для участия в работе ФЛПД она не пригласила командующего Ливийской национальной армией Халифу Хафтара. Тогда спикер Палаты представителей Салех, один из лидеров Совета шейхов и старейшин Ливии Муаммед аль-Мисбахи и другие авторитетные политики обратили внимание на то, что Уильямс фактически подсуживает в пользу исламистов, и заявили, что не нуждаются в том, чтобы ООН навязывала ливийцам свою волю.
В социальных сетях уже появились призывы исламистов ни в коем случае не менять руководство миссии ООН по Ливии, то есть оставить Уильямс у руля ооновской миссии в Ливии, не обращая внимания на только что назначенного генсеком ООН Кубиша. На этом настаивает, в частности, лидер протурецкой Партии справедливости и строительства Мухаммед Саван. Получается, что, с одной стороны, Уильямс пытается сохранить себя в ооновской структуре, от которой во многом зависит решение ливийского кризиса. А с другой – пытается, манипулируя общественным мнением, навязать ливийцам решения, выгодные тем, кто стоит за Уильямс. По сути, речь идет о том, что условно можно назвать Схиратом-2, новой версией таких же мертворожденных, неперспективых соглашений.
комментарии(0)