На саммите Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) четыре страны, Саудовская Аравия, Бахрейн, ОАЭ и Египет, официально примут решение снять блокаду с Катара, введенную в 2017 году. Увенчаются успехом усилия, которые предпринимали США. Администрация Дональда Трампа долго старалась помирить важных союзников Вашингтона в регионе.
Соглашение о нормализации отношений между Саудовской Аравией и Катаром анонсировал министр иностранных дел Кувейта Ахмед Насер аль-Мухаммед аль-Саббах. Позднее, в интервью Reuters высокопоставленный представитель Белого дома подтвердил, что такого рода договоренность будет. Причем к ней присоединятся Бахрейн, ОАЭ и Египет. Эти три страны, несмотря на имеющиеся разногласия с Саудовской Аравией по ряду вопросов, в ее конфликте с Катаром однозначно заняли антикатарскую позицию. По словам собеседника Reuters, значительную роль в заключении соглашения с Катаром сыграл Джаред Кушнер.
Зять Дональда Трампа, являющийся также советником президента, последние месяцы уделял большое внимание вопросу нормализации отношений на Ближнем Востоке. Во многом благодаря его усилиям удалось примирить Израиль с рядом арабских государств. Успешная миротворческая деятельность в зоне Персидского залива должна удачно завершить каденцию Трампа.
Ссора Катара с арабскими соседями длится три года. Поводом для нее стало высказывание главы этого государства, эмира Тамима, размещенное 23 мая 2017 года на его сайте. Он позитивно оценил политику Израиля и Ирана. Высказывание было быстро удалено, власти Катара заявили, что сайт взломали неизвестные хакеры. Тем не менее, Саудовская Аравия в это не поверила и прореагировала непропорционально жестко. Королевство, а вслед за ним, ОАЭ, Египет и Бахрейн разорвали дипломатические отношения с Катаром. Международно признанное правительство Ливии, Мавритания, Мальдивская республика, Коморские острова и Маврикий, благодаря усилиям Саудовской Аравии, сделали то же самое. Позднее Иордания и Джибути снизили уровень своих диппредставительств с Катаром, а Сенегал, Нигер и Чад отозвали оттуда послов. Эмирату была объявлена транспортная блокада. Экономические отношения с ним Саудовская Аравия, Бахрейн, ОАЭ и Египет свели практически к нулю. Если бы в эмирате не находились американские и турецкие военнослужащие, возможно, дело закончилось бы интервенцией.
Подлинной причиной конфликта стали непомерные амбиции Катара. Небольшое государство, используя доходы от экспорта газа и телеканал «Аль-Джазира», то и дело вступало в противостояние с Саудовской Аравией и ее союзниками. Особенно это ярко проявилось во время событий «арабской весны», когда Катар стал откровенно вести собственную внешнеполитическую игру, резко отличающуюся от той, что вел Эр-Рияд. Самым ярким проявлением несовпадения внешнеполитических позиций двух монархий стала нормализация катарско-иранских отношений в 2014 году. А ведь именно Иран рассматривается Саудовской Аравией в качестве ключевой угрозы интересам арабских стран.
Катару были предъявлены 13 требований – ультиматум, выполнение которого означало смену вектора всей внешней политики эмирата. Катарские власти не приняли его, но и дальше обострять отношения с арабскими странами не стали. Прогнозируемого рядом экспертов сближения эмирата с Ираном и Турцией не произошло. Напротив, Катар сделал ставку на еще большее углубление сотрудничества с США. Эмират расширил территорию американской авиабазы Аль-Удейд, заключил ряд ранее откладывавшихся контрактов на поставку вооружений из Соединенных Штатов, настойчиво предлагал Трампу роль посредника в разрешении конфликта с монархиями Персидского залива. Одновременно с этим Катар умерил свою внешнеполитическую активность.
Такая тактика в итоге оказалась верной. Постепенно монархии Персидского залива смягчали свою антикатарскую позицию. Переговоры эмирата и Саудовской Аравии начались еще в 2019 году. И вот, под занавес президентства Трампа, получен результат.
комментарии(0)