Еще не до конца понятно, кто и почему угрожал журналистам катарского телеканала. Фото Reuters
Громкий скандал, в центре которого оказался известный катарский телеканал Al Jazeera, может всерьез поменять политическую ситуацию в регионе Персидского залива. Под ударом оказался процесс примирения Саудовской Аравии и Катара, который инициировала администрация Дональда Трампа. Журналисты телеканала предъявили доказательства того, что они стали жертвами кибершпионажа. Причем шпионили за ними из Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов.
Все началось со звонка, который был сделан Тамеру Альмишалю. Этот журналист палестинского происхождения – один из известных сотрудников Al Jazeera. Он автор ряда расследований и документального фильма, в котором Саудовская Аравия и ОАЭ обвиняются в причастности к попытке переворота в Катаре в 1996 году. Как рассказал в эфире телеканала сам Альмишаль, неизвестный звонивший пообещал сделать из него «нового Джамаля Хашогги». Напомним, что саудовский журналист Хашогги был убит и расчленен в 2018 году в здании консульства своей страны в Стамбуле. Но Альмишаля впечатлили не угрозы, а то, куда был сделан звонок – на айфон, с которого он звонил только своим источникам в госструктурах ОАЭ, используя все возможные способы, чтобы избежать раскрытия своего местоположения. Он обратился в канадскую исследовательскую лабораторию Citizen Lab при Университете Торонто, которая занимается борьбой с компьютерным шпионажем. Она начала расследование. Его результаты оказались шокирующими. За прошлый год мобильные аппараты по меньшей мере 37 сотрудников Al Jazeera, освещавших события на Ближнем Востоке, были взломаны. Согласно отчету Citizen Lab, хакеры использовали троянскую программу Kismet. После попадания в мобильное устройство она загружала программное обеспечение Pegasus. Это превращало пользователя смартфона или айфона в объект полномасштабной слежки. Pegasus позволяет получать доступ ко всей информации, хранящейся на мобильном устройстве, определять местоположение ее владельца, записывать его разговоры, вести втайне от него фото- и видеосъемку. Слежка за журналистами телеканала, утверждают в Citizen Lab, велась с октября 2019 года, приобретя особенно интенсивный характер в июле-августе. Именно в это время к шпионской программе был подключен айфон Альмишаля.
Источник хакерских атак в отчете лаборатории назван предположительно: это некие госструктуры Саудовской Аравии и ОАЭ. Железных доказательств против них, видимо, нет. Соответственно с прямыми обвинениями в их адрес Катар не выступил. Пока не выступил. Вместо Саудовской Аравии и ОАЭ ответ журналистам вынужден давать производитель Pegasus – израильская компания NSO Group. Ее представитель объяснил Daily Mail, что она не имеет никакого отношения к использованию своего программного обеспечения. В NSO Group подчеркивают, что Pegasus передается только госструктурам и исключительно на условиях, что будет использоваться для слежки за преступниками и террористами. Похоже, что это условие не выполняется. Впрочем, такого рода претензия к NSO Group и ее программному обеспечению – не первая. Так, Pegasus упоминался в публикациях о слежке за тем же Хашогги. В 2017 году программное обеспечение NSO Group фигурировало в скандале в Мексике. Там местные журналисты также обратились с жалобой на взлом своих мобильных устройств. Но всегда компания заявляла, что была не в курсе того, как используется ее программное обеспечение.
Скандал со слежкой за журналистами Al Jazeera только начинается и коснется явно не одной лишь израильской фирмы. Он ставит под удар важную инициативу уходящей администрации США – примирение Катара и его арабских соседей. В 2017 году ОАЭ, Египет, Бахрейн и Саудовская Аравия разорвали дипломатические отношения с Катаром и объявили этой стране финансовый бойкот. Эмират обвинялся в поддержке джихадистов и, главное, дружбе с Ираном. Не будь в Катаре турецкой военной базы, возможно, Саудовская Аравия и ее союзники давно бы вторглись туда. Кстати, среди 13 требований, предъявленных эмирату четверкой стран, было и закрытие Al Jazeera. О том, что США заинтересованы в примирении своих арабских союзников, в прессе заговорили в начале декабря, после турне по странам региона Джареда Кушнера, зятя и советника Трампа. Он провел беседы и с фактическим правителем Саудовской Аравии наследным принцем Мохаммедом бин Сальманом, и с эмиром Катара Тамимом бин Хамадом аль-Тани. Последний подтвердил, что страны близки к мирной договоренности. Неуемная активность Катара, который, используя доходы от природного газа, вмешивался в разнообразные конфликты на Ближнем Востоке, тем самым наживая себе могущественных врагов, с 2017 год снижалась. И вот теперь договоренность поставлена под удар. А насколько он будет серьезен, покажет ближайшее время.
комментарии(0)