Есть вероятность того, что на неприятные вопросы об убийстве в Иране придется отвечать не Трампу, а Байдену. Фото Reuters
Меджлис (парламент) Ирана решил ускорить принятие законопроекта об активизации работ в области атомной промышленности. Так иранские власти отреагировали на убийство 27 ноября ученого-ядерщика Мохсена Фахризаде . Возможно, закон станет тем жестким ответом на это преступление, который анонсировали президент Хасан Рухани и верховный лидер Али Хаменеи. В администрации Дональда Трампа заявляли, что не остановятся перед применением силы, чтобы не допустить появления у Ирана ядерного оружия.
В воскресенье Меджлис собрался на экстренное заседание. Спикер Мохаммед-Багер Галибаф произнес долгую речь, посвященную «мученику Мохсену Фахризаде» и мести убийцам.
Потом большинством голосов депутаты высказались за ускоренное рассмотрение законопроекта «о стратегических мерах по отмене санкций». Его принятие означает практически полный пересмотр обязательств Ирана, взятых на себя в рамках «ядерной сделки» – Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) относительно ядерной программы страны.
Так, законопроектом предусмотрен отказ от соблюдения Дополнительного протокола к соглашению о гарантиях с МАГАТЭ, дающий инспекторам этой организации право доступа к любым местам нахождения ядерных материалов. Разрешается также не только восстановить ядерный реактор в Араке, частично демонтированный в рамках «ядерной сделки», но и построить новый. Наконец, законопроект предусматривает отказ от положения СВПД, согласно которому Иран имеет право использовать лишь центрифуги первого поколения IR-1. Самым же революционным следствием закона «о стратегических мерах по отмене санкций» станет то, что страна прямо займется получением оружейного урана. Сейчас Иран лишь не слишком сильно нарушает положение «ядерной сделки». В ее рамках разрешено обогащение урана максимум на 3,67%. Иран превышает этот уровень до 4%. Согласно законопроекту, обогащение урана должно идти вплоть до 20%. То есть до уровня оружейного урана.
Впрочем, законопроект еще нужно принять. Его рассмотрение назначено на среду, а значит, у Тегерана есть время, чтобы отыграть назад. Это вполне возможно, учитывая, что пока в деле об убийстве Фахризаде много непонятного. В Тегеране толком не определились даже, кого они считают виновными. Рухани обвиняет Израиль. А в иранских официальных СМИ активно муссируется тема предполагаемой причастности к преступлению президента США Дональда Трампа, а также Саудовской Аравии. Между тем ни в Израиле, ни в Америке пока как-либо комментировать новость об убийстве Фахризаде не спешат. Молчит и Саудовская Аравия.
«В Иране проводят параллели с убийством в начале года генерала Касема Сулеймани. Однако Трамп прямо взял на себя ответственность за его ликвидацию. Сейчас все молчат. Если Иран захочет, чтобы убийство Фахризаде было обсуждено на уровне ООН, так же как гибель Сулеймани, ему нужно будет предъявить доказательства своих обвинений в адрес Израиля, США или Саудовской Аравии. Пока о таких доказательствах ничего не известно», – сказал «НГ» руководитель центра «Европа – Ближний Восток» Института Европы РАН Александр Шумилин.
Раз нет четкого указания на преступника, то не ясно, какой должна быть соразмерная реакция на преступление. По мнению Шумилина, в любом случае маловероятно, что ответ Ирана на убийство Фахризаде будет таким же прямолинейным, как ответ на смерть Сулеймани. После его ликвидации в аэропорту Багдада иранцы, напомним, обстреляли американские военные базы в Ираке. Правда, было сделано все, чтобы американские военнослужащие не пострадали. Об обстреле они были заблаговременно предупреждены. Шумилин полагает, что на этот раз если и будет нанесен какой-то удар по Израилю или Саудовской Аравии, то его иранцы не будут производить напрямую, а станут действовать через своих союзников, допустим, в Сирии или в Йемене.
Впрочем, от силовой реакции официальный Тегеран будет удерживать изменившаяся обстановка. Дональд Трамп президентские выборы проиграл Джозефу Байдену. Тот считается продолжателем политики Барака Обамы – лидера США, усилиями которого был принят СВПД. В Иране не особенно скрывают, что ждут от Байдена смягчения или снятия санкций. От Трампа же ожидают неприятных сюрпризов. До января, когда состоится инаугурация нового президента, он остается главой государства, а значит, еще способен испортить намечающийся диалог Байдена с иранскими властями.
Газета New York Тimes, ранее сообщавшая, что Трамп в этом месяце всерьез обсуждал идею нанесения ударов по Ирану, теперь опять-таки со ссылкой на источники утверждает, что в Белом доме известен убийца Фахризаде. Якобы разведка США располагает информацией, что за убийством иранского физика действительно стоит Израиль. Ни ЦРУ, ни Трамп эту публикацию не прокомментировали. Возможно, и не прокомментируют. У Трампа есть правовое основание отфутболить журналистов к избранному президенту.
С понедельника, в рамках процедуры передачи власти, Байдену будут поступать секретные доклады разведслужб. Такое решение принял Трамп.
комментарии(0)