Фото Reuters
РФ готова удовлетворить любые потребности Ирака в оборонной продукции российского производства. Соответствующее заявление сделал министр иностранных дел Сергей Лавров по итогам переговоров с иракским коллегой Фуадом Хусейном в Москве. Эксперты полагают, что иракская сторона в перспективе должна определиться по поводу приобретения российского вооружения: к этому ее подталкивает смена президентской администрации в Вашингтоне.
«Готовы удовлетворять любые потребности Ирака в продукции военного назначения России», – заявил Лавров, выступая перед журналистами. Хусейн не стал прояснять намерений Багдада, уточнив лишь, что детально это будет обсуждаться во время визита главы Минобороны Ирака Джумы Инада в Москву. В начале этого года сообщалось о готовности Багдада приобрести российские зенитные ракетные системы (ЗРС) С-300. Как утверждали западные СМИ, Москва предлагала иракским коллегам даже вариант с продажей С-400. Поводом для такой заинтересованности иракской стороны стало решение администрации президента Дональда Трампа вывести американский контингент из ближневосточных государств.
Во время переговоров между главами МИДов в Москве эта тема затрагивалась. Как подчеркнул Лавров, российская сторона «традиционно играла и продолжает играть значимую роль в обеспечении обороноспособности Ирака, оснащении армии и сил безопасности, в том числе в контексте остающихся террористических угроз».
Министры обсудили и международную проблематику: ситуацию на Ближнем Востоке и в Северной Африке. «Наши иракские друзья подтвердили свою заинтересованность в участии в международных усилиях по содействию сирийскому урегулированию», – сообщил Лавров. По его словам, в МИД РФ оценили участие Ирака в недавней конференции по беженцам в Дамаске.
По итогам переговоров в Москве Хусейн заявил: «Что касается сотрудничества в сфере безопасности и антитеррора с другими странами, в частности российско-иракского сотрудничества, то оно ведется, особенно в свете того, что по-прежнему на иракской и сирийской территории присутствуют террористические ячейки, в том числе ячейки «Исламского государства» (запрещено в РФ. – «НГ»), Такое взаимодействие проводится, и мы готовы к его продвижению в дальнейшем». Хусейн подчеркнул, что «терроризм в конечном счете представляет угрозу для всех стран, в том числе для России».
В 2021 году иракская сторона рассчитывает подписать с РФ 14 двусторонних документов, которые охватывают различные направления, включая нефтегазовую отрасль, здравоохранение и торговлю. «Мы готовы активизировать работу по ним, чтобы подойти к заседанию двусторонней межправительственной комиссии, которое мы планируем провести в следующем году, к их подписанию», – отметил Хусейн.
Развитие военно-технического сотрудничества по-прежнему является одной из доминирующих тем, даже несмотря на то что американская сторона не раз угрожала иракцам ввести ограничительные меры на базе закона «О противодействии врагам Америки посредством санкций» в ответ на покупку российских ЗРС. Не исключено, что теперь многие вещи зависят от команды Джозефа Байдена, которая готовится принять власть в Вашингтоне. Докторант Оксфордского университета Самуэль Рамани заявил «НГ», что в Багдаде относятся к администрации Байдена неоднозначно – прежде всего из-за воспоминаний о том, как он поддерживал идею территориального разделения страны после военной кампании 2003 года.
«В Багдаде также есть опасения: если США попытаются вернуться к Совместному всеобъемлющему плану действий (иранской «ядерной сделке», подписанной в 2015 году. – «НГ») в его первоначальной форме, которая не налагает на Иран обязательств отказаться от опосредованных войн на Ближнем Востоке, то Тегеран может усилить дестабилизирующее поведение в Ираке, – предполагает аналитик. – Некоторые сенаторы от Демократической партии, такие как Крис Кунс, призвали к более жесткому формату «ядерной сделки» с Ираном, которая учитывала бы опосредованные войны Тегерана, однако новый госсекретарь Энтони Блинкен является решительным сторонником первоначальной сделки».
По словам Рамани, на фоне всех этих опасений Ирак будет развивать связи с альтернативными партнерами в сферах экономики и безопасности, такими как Россия и Китай. В то же время аналитик указывает на рутинность российско-иракских переговоров: только за прошлый год официальные лица двух стран имели около 60 контактов. «Ирак может закупить российское оружие в будущем – ходили слухи даже об С-400», – допустил Рамани, добавив, однако, что пока иракская сторона не намерена давать четкие сигналы по этому поводу. Ирак может укрепить контакты с российской стороной и подождать, что сделает администрация Байдена, когда придет к власти в США, заключил аналитик.
комментарии(0)