Фото Reuters
Избранный президент Джозеф Байден унаследует торговую политику предшественника, которую отличали пошлины на сталь и алюминий, ввозимые из большинства стран, и почти на ¾ всего, что Штаты закупали в КНР. Как ожидают, Вашингтон пересмотрит эти сборы, и одобрения Конгресса ему не нужно. Но, как говорят эксперты, Байден будет вынужден показать, что он не ставленник Пекина, и будет действовать на переговорах жестко. К тому же Байден будет ковать единый фронт с политическими союзниками, чтобы помешать усилению Поднебесной.
Пока позиция будущей администрации по Китаю еще не совсем ясна. Но аналитики говорят, что после 20 января 2021 года – дня, когда победивший на выборах лидер принесет присягу, США будут меньше использовать пошлины как средство давления во время переговоров по торговле.
Они вместо этого станут более агрессивно добиваться структурных изменений в экономике Китая, создания равных возможностей для иностранных фирм и лучшей зашиты их интеллектуальной собственности.
«Партия Байдена представляет интересы ведущих американских корпораций, финансовых фирм и высокотехнологичных компаний. Поэтому он скорее всего станет требовать проведения реформ в КНР», – говорит Шэн Люган, доцент Китайского университета в Гонконге.
Если республиканцы сохранят контроль над Сенатом, то некоторым предложениям Байдена, касающимся поддержки глобализации, ходу, вероятно, не дадут, отмечает телеканал Fox news. Но торговая политика – иное дело. Тут президент обладает широкими полномочиями, чтобы отменять тарифы или устанавливать их. Это та сфера, где президент может достигнуть чего-то реального.
Опросы избирателей – сторонников как демократической, так и республиканской партий показали, что Китай становится все более непопулярным у американцев. Так что жесткие заявления в его адрес не повлияют отрицательно на рейтинг Байдена. Но, как говорит Ричард Трамка, президент одного из влиятельных американских профсоюзов, когда вашингтонские представители идут на переговоры с китайцами с обрезом в руках, это большого эффекта не дает. Подход следует изменить.
В этом плане возможны перемены и в отношениях с Евросоюзом. Европейцы были разгневаны тем, что Трамп установил тарифы на их сталь, алюминий, вино и сыр. Российские и китайские сталь и алюминий тоже попали под удар. Спор США с ЕС касается и субсидий, которые получают самолетостроители – американский Boeing Co. и европейский Airbus SE. Администрация Байдена, возможно, постарается уладить этот конфликт.
Первая задача, которую постарается решить Байден, – это сплотить союзников и государства, исповедующие демократические ценности. На этой основе Вашингтон будет сколачивать новый экономический блок, противостоящий Китаю.
В беседе с «НГ» Алексей Портанский, профессор Высшей школы экономики и ведущий научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, отметил: «При президенте США Дональде Трампе были приняты протекционистские меры, которые нарушают международные правила, то есть правила Всемирной торговой организации (ВТО). В частности, в 2018 году были введены импортные пошлины на сталь и алюминий в отношении России, Китая, Евросоюза и других стран. Вот это Байден мог бы скорректировать. Партнеры ожидают, что Вашингтон будет возвращаться в систему нормального международного сотрудничества, в систему правил, которые Трамп топтал». В то же время эксперт сомневается, что Байден полностью свернет торговую войну с Китаем. «Ведь торговая война для американцев – это способ сдерживания Китая, чтобы он не вырвался вперед как технологический и экономический лидер. Но можно надеяться, что Байден даст задний ход по самым одиозным протекционистским мерам», – сказал Портанский.
«Пошлины на сталь и алюминий 2018 года больше всего возмутили ЕС. С Китаем идет торговая война, это понятно. А США и ЕС – трансатлантические партнеры. Ведь они тесно сотрудничали весь период после войны, – подчеркнул эксперт. – А если Байден что-то из тарифов уберет, то, конечно, Китай это будет приветствовать. Он с самого начала был настроен на то, чтобы не разжигать конфликт. Когда Трамп в 2017 году сказал, что США будут вести расследование по нарушениям прав интеллектуальной собственности американских компаний в Китае, там сказали: давайте вступим в переговоры, давайте урегулируем. Трамп сказал: нет. С этого и началась торговая война».
комментарии(0)