Успех Джозефа Байдена для многих остается спорным. Фото Reuters
Президентские выборы в США закончены, но кто их выиграл, не ясно. Джозеф Байден, заручившийся поддержкой минимум 279 выборщиков, заявил, что победитель он. Дональд Трамп, отстающий ненамного (214 выборщиков), это отрицает и говорит, что выборы проведены с существенными нарушениями. С понедельника он намерен начать юридическую кампанию по их оспариванию. Официальные результаты голосования станут известны только в декабре, а вступление в должность нового главы государства будет в январе. США ждут минимум два месяца напряженной политической борьбы, в которой и выяснится имя следующего президента.
Американская пресса, а вслед за ней и вся западная, практически сразу без вопросов и сомнений признала победу Джозефа Байдена, невзирая на то что он получал важнейшие тысячи голосов в ключевых штатах в самый последний момент. Это было сделано как-то даже лихорадочно быстро, как будто вопрос о победе на выборах в СМИ захотели закрыть как можно скорее.
Едва ли не первым «избранным президентом» Байдена признали в Twitter. В этой же соцсети посты Трампа о возможных фальсификациях сразу получили пометку «вводящих в заблуждение», пользователям не было позволено полноценно репостить сообщения кандидата от республиканцев. Отличился и Facebook, заблокировавший группу сторонников Трампа Stop the steal («Остановите воровство»), в которой состояло более 350 тыс. человек. Сомнения участников сообщества в итогах голосования в крупнейшей соцсети окрестили «делегетимизацией выборов» и обвинили тех в призывах к насилию.
Ряд телеканалов, включая NBC News, CNBC, CBS News и ABC News, прервали речь Трампа после выборов, где он старался убедить зрителей в том, что народное волеизъявление исказили. CNN же назвал слова действующего президента «самыми бесчестными».
Обвинения в фальсификациях журналисты почему-то сразу признали «безосновательными» на следующий же день после выборов. В связи с этим адвокату Трампа Рудольфу Джулиани даже пришлось напоминать американцам, живущим в правовом государстве, что факт наличия или отсутствия подтасовок определяет суд, а не СМИ.
Упоминания заслуживает и тот факт, что снова провалились в своих прогнозах американские социологи, уверявшие весь мир в том, что Байден имеет поддержку населения на 8–9% больше, чем Трамп. Складывается впечатление, что опросы, как и вал скороспелых заметок в СМИ, имели целью настойчиво внедрить идею о том, что Байден – однозначный победитель выборов и это якобы даже нельзя оспаривать. А какие-либо сомнения в этом СМИ отсекали, равно как и соцсети, которые вроде бы должны играть роль обратного канала связи. Впрочем, изгнания Трампа из Белого дома захотели и люди, имеющие значительные финансовые возможности.
Удар в спину от крупного бизнеса при росте экономики
По данным Center for Responsive Politics, на предвыборные кампании, включая президентские, было потрачено почти 14 млрд долл. Из них 6,6 млрд были потрачены Трампом и Байденом (почти в три раза больше, чем четыре года назад затратили Трамп и Хиллари Клинтон), а 7,2 млрд теми, кто пытался избираться в Конгресс.
Байден стал первым человеком в истории США, сумевшим получить от спонсоров более 1 млрд долл., Трамп же – только 596 млн. Резкий рост в расходах на избирательные кампании наиболее заметен именно у демократов.
Не все американцы верят в то, что выборы прошли честно. Фото Reuters |
Не заступились за Трампа и представители Big Tech. Microsoft, Amazon, Facebook и Google спонсировали Байдена, пускай и на суммы меньше 1 млн долл. Рекордным же донором Трампа к концу сентября, по данным Федеральной избирательной комиссии США и по злой иронии судьбы, стала Почтовая служба США – 240 млн долл.
Это касается только самих компаний как юридических лиц. А топ-менеджеры тоже были донорами, и в основном тоже демократов. По данным портала Protocol.com, руководители Big Tech отдали приоритет противникам Трампа в своих пожертвованиях на сумму более 16 млн долл.
Переход на сторону Байдена IT-гигантов удивителен потому, что как раз для них Трамп сделал очень многое, в частности защищал их от повышения налогов в Европе.
«Я думаю, что предприниматели могли выбрать Байдена из-за его предсказуемости. Но политика Трампа в целом была более привлекательной для крупного бизнеса. Налог на прибыль остался на уровне 21%, в то время как Байден собирается его поднять до 27–28%. Трамп отстаивал интересы бизнеса в Европе, и вообще он был прав, поскольку исторически опека над Европой превратилась для США в высокие пошлины для ввоза их товаров в Старый Свет, в то время как европейские товары облагались меньшими пошлинами при импорте в США. Однако проблема в том, что Трамп отстаивал интересы компаний слишком грубо и бесцеремонно», – объясняет научный руководитель экономического направления Института США и Канады РАН Виктор Супян.
Эксперт в разговоре с «НГ» отметил, что антиглобалистская политика Трампа сильно ударила по компаниям, сотрудничавшим с Китаем. Байден тоже обещает давить на Пекин, но хочет делать это более цивилизованно и консолидированно с Европой, а не ссорясь попутно с давними союзниками, говорит Супян.
«При этом то, что за третий квартал американская экономика продемонстрировала рост на 33%, нивелировав падение за предыдущий квартал, является статистическим фактом. Безработица сейчас сократилась до 8%. К концу года ВВП США снизится в годовом отношении на 4%, в то время как прогнозировалось падение на 6–7%. Но, конечно, неопределенность сохраняется, и в случае нового карантина положительная динамика может смениться», – рассуждает эксперт.
Трудности с подсчетом
В субботу, когда стало известно, что Байден набирает свыше 56% голосов и заручился поддержкой свыше 270 выборщиков, необходимых для избрания президентом, он обратился к народу. Его речь была произнесена в городе Уилмингтон, штат Делавэр. Именно здесь Байдена впервые избрали сенатором в далеком 1972 году. «Я буду президентом, который будет не разъединять, а объединять», – сказал он. В тот же день Байден начал получать поздравления от иностранных лидеров, среди которых, однако, нет президента РФ Владимира Путина.
Подобная осторожность понятна. В Америке еще не завершен официальный подсчет голосов. На воскресенье неизвестны результаты по Аризоне, Аляске, Джорджии и Северной Каролине. В последнем штате подсчет голосов завершится 12 ноября. А в Джорджии анонсирован пересчет бюллетеней. Как заявил секретарь штата Брэд Раффенспергер, это объясняется тем, что разрыв между кандидатами слишком незначителен. Байден обходит Трампа менее чем на тысячу голосов.
Трудности в подсчете объясняются спецификой момента. В стране бушует пандемия. Поэтому 100 млн американцев, то есть большинство избирателей, проголосовали досрочно. Из них почти 64 млн отдали свои голоса по почте. Именно с подсчетом таких бюллетеней возникли проблемы. К такому большому наплыву писем почта и местные избирательные комиссии оказались не готовы. Тем более что единого законодательства, регулирующего правила подсчета бюллетеней, отправленных по почте, в США нет. Все решают на уровне отдельных штатов. В 21-м из них есть «страховка» от медлительности почты: там в законе разрешено учитывать присланное даже после дня голосования. Например, в Калифорнии в местном законе прописано, что учитывается тот бюллетень, который отправлен в день выборов и прибыл в комиссию не позднее, чем через 17 дней после этого дня. В Пенсильвании, где затянулся подсчет голосов, таких жестко прописанных правил нет. Поэтому там секретарь штата Кэти Буквар своим решением позволила учитывать бюллетени, прибывшие в избирательную комиссию в запечатанном виде до 20.00 6 ноября. Местные республиканцы выступили против, они обратились сначала в Верховный суд штата, потом в Верховный суд США. Эта инстанция постановила бюллетени, пришедшие после 3 ноября, отложить и посчитать отдельно. Будут ли они включены в общий итог по штату, Верховный суд не разъяснил.
Это уже дает Трампу основание обжаловать голосование в Пенсильвании. Однако его команда обнаружила еще, что часть урн с бюллетенями вскрывалась без их наблюдателей. Это станет основанием для иска, который штаб Трампа подаст, требуя оспорить результаты выборов в штате. По аналогичной причине, возможно, будут обжалованы выборы в Аризоне и в Неваде.
Есть, наконец, другие поводы требовать пересчета. Очень большие вопросы вызывает явка, которая, как утверждает Трамп, менялась в штатах, где у власти демократы, по мере того как выяснялось, что он выигрывал. А в Висконсине официально объявленное количество зарегистрированных избирателей (то есть тех, кто изъявил желание проголосовать и предварительно уведомил об этом местный избирком) оказалось почти на 400 тыс. меньше числа проголосовавших. В эфире Fox news представитель избиркома штата объяснил это технической ошибкой одного из его сотрудников. Однако версия, что таким образом было занижено число голосов за одного из кандидатов, напрашивается. Тем не менее следует подчеркнуть, что по крайней мере пока прямых обвинений в фальсификациях команда Трампа ни в одном штате не выдвинула. В Висконсине она требует лишь пересчета голосов.
Как далеко зайдет Трамп?
Результаты выборов должны быть к 8 декабря. В этот день начнется созыв коллегии выборщиков от штатов, которая собственно и должна официально выбрать президента. Ее голосование состоится 14 декабря. Судебные тяжбы, в том числе в Верховном суде, могут идти только до этой даты. А в январе должна быть инаугурация нового президента.
По мнению американиста Владимира Васильева, у Трампа еще есть возможности не допустить избрания Байдена. Он напомнил, что демократы по существу обещали реформу Верховного суда – его расширение за счет новых судей. Такое коренное изменение нынешнему составу суда может не понравиться.
«Трамп обрисовал перед судьями выбор: он станет президентом – ничего с нынешним составом Верховного суда не будет. Президентом станет Байден – Верховный суд изменится», – сказал Васильев в разговоре с «НГ». Как воспримут эту ситуацию сами судьи, неясно, но не исключено, что они будут подыгрывать Трампу, тем более что большинство в Верховном суде у консерваторов.
Неясно также, окажут ли на судей влияние выборы в Конгресс, которые проходили в тот же день, что и выборы президента, и чьи итоги пока тоже не подведены. По голосованию в Палату представителей интриги и сюрпризов нет: демократы здесь сохранили большинство, хотя республиканцы несколько улучшили свое положение. А вот в Сенате, который собственно и должен решать, быть реформе или нет, неопределенность. Там примерно равное количество голосов. Кто победит, решится во втором туре выборов в Джорджии, назначенном на 5 января. Там должна определиться судьба двух сенаторских мест от штата. Одно из них скорее всего займет республиканец Дэвид Пэрдью (он едва не победил в первом туре), судьба второго неясна.
Наконец, Васильев не исключил возможность бунта выборщиков. Отдельные случаи, когда выборщики, не боясь штрафа, голосовали не за того, за кого их уполномочили проголосовать избиратели, в истории США были. Сейчас угроза бунта возможна, если дадут о себе знать разногласия левых и правоцентристов в Демократической партии. «Байден не говорил, кого на какие должности он назначит, из-за опасения разрушить эту хрупкую коалицию. Но коль скоро он объявил себя президентом, ему придется рассказать об этом. И тут многие, кто его поддерживал, могут почувствовать себя обманутыми. Станет ли Берни Сандерс, как он того хочет, министром труда или не станет? Будут ли в правительстве левые или там окажутся люди из команды Барака Обамы, а то и те, на кого укажут спонсоры партии? Не исключаю, что Трамп и строит свой расчет на том, что у демократов скоро произойдет конфликт и это даст ему возможность победить», – полагает Васильев.
комментарии(0)