Джонсону приходится «переобуваться» из защитника финансов в защитника жизней. Фото со страницы Бориса Джонсона в Facebook
В Англии начиная с четверга введен карантин, который по задумке правительства должен продлиться до 2 декабря. Помимо того, что сам этот факт наносит удар британскому бизнесу, свою лепту в создание общей нервозной атмосферы в королевстве вносит и неопределенность с судьбой сделки по брекзиту. В сложившихся условиях Великобритания могла бы попросить Брюссель о продлении переходного периода выхода из ЕС. Но это ударит по и так изрядно пошатнувшемуся политическому авторитету премьер-министра страны Бориса Джонсона.
Глава правительства пошел на локдаун вынужденно. Премьер не скрывал, что ему не хочется жертвовать экономикой, невзирая на то что COVID-19 он успел переболеть сам. Против была и оппозиция. Лейбористы настаивали на научном обосновании действенности введения карантина, которое правительство не предоставило. Однако за локдаун выступает статистика больных коронавирусом. В стране ежедневно фиксируется 500 смертельных случаев. В этих условиях даже для убежденных противников Джонсона стало очевидным, что контакты жителей между собой следовало бы решительно ограничить.
В связи с введением нового карантина, включающего в себя закрытие магазинов и заведений общепита и досуга, британским предпринимателям хотелось бы знать, какую поддержку окажет им государство. Конфедерация британского бизнеса (CBI) обратилась к главе Казначейства Риши Сунаку с просьбой продлить программу вынужденных отпусков, позволявшую оставить людей на рабочем месте и возместить большую часть затрат на зарплату работодателям. Несмотря на то что казна страны уже изрядно истощилась, в Би-би-си считают, что Сунак все-таки объявит в ближайшее время о продлении программы вынужденных отпусков до конца карантина среди прочих мер. Уже сейчас английский Центробанк выделил 150 млрд фунтов для поддержания экономики, а также снизил процентную ставку до рекордных 0,1%.
Возможно, забота о бизнесе хоть как-то улучшит рейтинги Джонсона. Национальный карантин поддерживают 62% британцев, а против него выступают лишь 29%. В то же время к концу октября, по данным YouGov, деятельность премьера на посту одобряли 34%, а относились к ней отрицательно 59%. Это худший показатель за время Джонсона у власти. У консерваторов и их главных оппонентов – лейбористов рейтинги равны, а вот премьером британцы больше хотели бы видеть лидера оппозиции Кира Стармера, нежели Джонсона: 35% против 29%.
Проблемы карантина наложились на проблемы неопределенности будущих взаимоотношений с ЕС, не решенные за два месяца до окончательного выхода из Евросоюза. Переговоры Лондона с Брюсселем идут трудно. Главный переговорщик от ЕС Мишель Барнье в среду в упрекнул Великобританию в том, что она недостаточно идет на уступки и у сторон остаются неурегулированные вопросы, отмечает AP. Ключевой проблемой остается желание Брюсселя ввести ограничение на помощь бизнесу. Но шансы на то, что в той или иной степени стороны сумеют договориться, все же остаются большими.
«Сейчас наиболее вероятным вариантом выхода из сложившейся ситуации представляется такой: Британия и Евросоюз договариваются «в последнюю минуту» и уже затем решают более мелкие детали. Он выглядит осуществимым, даже несмотря на то что его ратификация в Европарламенте и законодательном органе Соединенного Королевства потребует некоторого времени», – говорит руководитель Центра политической интеграции Института Европы РАН Людмила Бабынина.
В разговоре с «НГ» эксперт отметила, что хотя продлить переходный период и было бы логичным шагом, но на него Джонсон пойдет вряд ли, поскольку ему это будет стоить доверия избирателей, которым он обещал завершить брекзит к 2021 году. «К сожалению, переходный период действительно получился болезненный. Все это похоже на отрезание хвоста по кусочку. За два месяца до конца переходного периода предприниматели все еще находятся в состоянии неопределенности, что для бизнеса весьма тяжело», – считает Бабынина.
По мнению эксперта, подвижки в переговорах с ЕС есть, и они уже более чем существенны. Молчание о них – это всего лишь признак того, что идет очень напряженный диалог. «Например, из утечек СМИ становится понятно, что есть подвижки в вопросе о вылове рыбы. Так что основа для компромисса имеется», – полагает эксперт.
комментарии(0)