Строительство нового аэропорта в Берлине обошлось в 6,5 млрд евро. Фото Reuters
На 31 октября намечен ввод в эксплуатацию международного аэропорта Берлин-Бранденбург имени Вилли Брандта (BER). Новая воздушная гавань германской столицы считается самым скандальным долгостроем страны. Не успел аэропорт открыться, ему грозит банкротство.
BER, третий по размерам аэропорт ФРГ, возвели в местечке Шёнефельд под Берлином. Рядом находится хорошо известный со времен ГДР аэропорт Шёнефельд, и новая воздушная гавань занимает часть его территории.
Еще задолго до своего открытия BER прославился на всю страну тем, что стал самым скандальным долгостроем. Изначально его сдача в эксплуатацию была запланирована на 2011 год. Однако она неоднократно откладывалась из-за различных строительных и технических недостатков, особенно в сфере пожарной безопасности. С 2006 года, когда было начато строительство, смета выросла с 2 до 6,5 млрд евро. Отчасти это было связано с решением построить более крупный терминал, чем планировался.
Как отмечает немецкое информационное агентство n-tv, финансовое положение нового аэропорта остается безнадежным. Согласно заключению экспертов, опубликованному в берлинской газете Tagesspiegel, несмотря на огромные дотации в прошлые годы, BER нуждается как минимум в 1,8 млрд евро до 2023-го. Без постоянных вливаний ему угрожает банкротство. Дело дошло до того, что эксперты близкого к предпринимательским кругам Института немецкого хозяйства (DIW) даже рекомендовали частичную приватизацию аэропорта, который сейчас находится в собственности Берлина, земли Бранденбург и федерального правительства. Берлину и Бранденбургу принадлежит по 37% капитала, а федеральному правительству – 26%.
Дело в том, что строительство аэропорта финансировалось за счет кредитов и они все еще подлежат погашению, как и проценты по ним. А обрушение доходов участников проекта из-за пандемии коронавируса делает это весьма проблематичным. При этом действует правило Евросоюза, которое не позволяет правительству просто так покрывать из бюджета возникающие у принадлежащего ему имущества убытки.
В этом плане аэропорт уже обрушил блестящую карьеру правящего бургомистра Берлина Клауса Воверайта (с 2001 до 2014 год), который до 2013-го был также заместителем председателя Социал-демократической партии Германии. В свое время он признался берлинской радиостанции RBB, что его политическое поражение связано с задержкой со строительством аэропорта. Ведь Воверайт входил в состав наблюдательного совета компании, строившей аэропорт, и, таким образом, нес ответственность за все проблемы с его возведением.
Как бы то ни было, все ответы, которые дает немецкая пресса по поводу фактического удвоения расходов на строительство BER, связываются с неправильным планированием.
31 октября в терминале 1 BER ожидается прибытие лайнеров немецкой авиакомпании Lufthansа и британской Easyjet. А обновил взлетно-посадочную полосу в среду самолет с федеральным министром сельского хозяйства Юлией Клёкнер на борту, прибывший из Люксембурга с совещания министров сельского хозяйства стран – членов ЕС.
комментарии(0)