Возмущенные польские женщины готовы устроить настоящую революцию против «Закона и справедливости». Фото Reuters
Со среды в Польше на улицы вышли подразделения военной жандармерии. Такое решение принял премьер-министр Матеуш Моравецкий. Военные жандармы должны помочь полиции поддерживать порядок на улицах в связи с пандемией. Впрочем, в это официальное объяснение в Польше верят далеко не все. Дело в том, что сейчас в стране идут протесты против запрета абортов. А недовольные соответствующим законом и вердиктом Конституционного суда объявили всеобщую «итальянскую» забастовку.
Пресс-секретарь польского правительства Петр Мюллер вынужден был даже выступить со специальным разъяснением. Он напомнил, что весной, когда пандемия была в самом разгаре, пришлось принимать аналогичное решение. Сейчас заболеваемость коронавирусом растет. Во вторник был поставлен печальный рекорд: 16,3 тыс. новых выявленных случаев. Как и весной, по всей стране объявлен жесткий карантин. Вот премьер-министр и решил задействовать жандармерию снова. Тем не менее есть другое объяснение действиям властей. В стране пятый день идут протесты, которые принимают все более массовый и ожесточенный характер. Чтобы справиться с ними, полиции потребуется помощь.
В среду началась так называемая национальная женская забастовка. На страницах в Facebook ее участниц призывают брать неоплачиваемый отпуск или каким-либо еще законным способом не ходить на работу. Такая форма протеста выбрана из-за недоверия польским судам. Они могут запросто запретить обычную забастовку. Особенно активно протестуют студенты и преподаватели. К национальной женской забастовке присоединились университеты Вроцлава, Варшавы, Гданьска.
Причиной протеста стал вердикт Конституционного суда, вынесенный в понедельник. Он отменил лазейку, позволявшую польским женщинам делать аборты. Законодательство в области прерывания беременности в стране – одно из самых суровых в Европе. Аборты здесь запрещены. Но даже в строгом польском законе от 1993 года было прописано несколько исключений. Прежде всего беременность могла быть прервана в случае высокой вероятности рождения ребенка с неизлечимым и опасным для жизни заболеванием. На этом основании в Польше и проводилось подавляющее большинство абортов. Теперь данное положение закона признано неконституционным.
Проблема, однако, не только в том, что здоровье тысяч польских женщин теперь отдано на откуп нелегально работающим специалистам по абортам. В вердикте Конституционного суда общество усматривает опасное свидетельство потери судебной властью своей независимости. Категорический запрет абортов по медицинским показателям – это не только позиция Католической церкви, чрезвычайно влиятельной в стране, но и правящей партии «Закон и справедливость» (ЗиС). Именно она – автор скандальной, вызвавшей немалое недовольство в ЕС, судебной реформы. Суть перемен, отстаиваемых ЗиС, в том, чтобы позволить привлекать судей к дисциплинарной ответственности за «демонстрацию политических взглядов» и продлевать их мандат после достижения пенсионного возраста простым решением исполнительных органов власти.
Но ни реформу, ни запрет на аборты руководство страны не собирается отменять. Это четко заявил в своем обращении к нации лидер ЗиС Ярослав Качиньский. Он назвал протесты происками феминисток, которые власти не намерены терпеть. «Это атака на церковь. Это то наступление, которое должно уничтожить Польшу, привести к триумфу силы, власть которых закончит историю польского народа!» – сказал Качиньский.
Между тем, несмотря на это смелое заявление, похоже, власти пребывают в некоторой растерянности. Ведь протесты против абортов смыкаются с другими протестами. Перекрывают улицы и требуют отставки правительства люди самых разных профессий – от таксистов до профессоров. Всех их объединяет одно: неприятие курса ЗиС, в частности, мер по борьбе с пандемией, которые свелись к не нравящемуся всем локдауну и попыткам использовать ситуацию для того, чтобы реализовать идеи польских правых.
Одновременно с национальной женской забастовкой в Варшаве начались протесты фермеров. У них свои претензии к Качиньскому и его партии. Их не устраивают поправки в закон о защите животных, которые, в частности, запрещают их разведение ради меха. Девизом протестующих стали слоганы: «Это война» и другой, нецензурный, синонимом которого можно считать слово «Убирайтесь». За неполную неделю протестов в них приняли участие миллионы человек. Для польского правительства это очень опасный знак.
комментарии(0)