Саад Харири возвращается на должность главы кабинета министров спустя год после отставки. Фото Reuters
Президент Ливана Мишель Аун подписал декрет о назначении 50-летнего миллиардера и лидера суннитской партии «Мустакбаль» Саада Харири премьер-министром. Теперь ему предстоит сформировать уже третье правительство под своим руководством. Первые два Харири возглавлял в 2009–2011 и в 2016–2019 годах. Его кандидатура вполне устраивает Москву.
Назначение Харири на пост главы кабинета министров произошло в условиях, когда Ливан балансирует на краю экономического и политического коллапса, усугубленного чудовищным взрывом 4 августа в порту Бейрута. По словам вновь назначенного премьера, он «полон решимости работать, чтобы остановить крах, который угрожает экономике Ливана, его обществу и безопасности».
В ходе предварительных консультаций кандидатуру Харири поддержали 65 из 128 депутатов ливанского парламента. За него голосовали суннитская партия «Амаль» спикера парламента Набиха Берри, партия друзов Валида Джумблата, христианская «Марада» Сулеймана Франжье, Свободное патриотическое движение (СПД) зятя президента Ауна Джебрана Басиля и ряд мелких партий.
Против назначения Харири выступила влиятельная христианская партия «Ливанские силы». Ее лидер Самир Джааджаа заявил, что Харири, который довел страну до глубокого кризиса, не может возглавлять правительство, которому предстоит спасать Ливан от грозящего коллапса. Радикальная шиитская партия «Хезболла» придерживается позиции, которую в целом можно охарактеризовать как позитивный нейтралитет. Она не имеет ничего против Харири.
Что касается «ливанской улицы», ее лидеры не скрывают недовольства тем, что в стране так и не удалось претворить в жизнь выдвинутый ими еще осенью 2019 года лозунг смены старой политической элиты, чьим представителем является, по их мнению, Саад Харири. Между тем лидеры той самой несистемной оппозиции практически так и не смогли четко сформулировать программу или выдвинуть из своих рядов общепризнанных авторитетных вождей. В то время как традиционные ливанские партии и политики делали все, чтобы сохранить себя во власти, и им это удалось.
Сам Харири поначалу отказывался от предложенного ему сразу после взрыва в порту кресла премьера из-за серьезных противоречий с лидерами ряда партий, прежде всего с Джааджа и Басилем. Согласие возглавить кабинет министров он дал только сейчас – вероятно, после предварительно проделанной президентом Франции Эмманюэлем Макроном работой по дожиманию не в меру строптивых и капризных ливанских политиков.
Харири поддерживают США, Европа, Саудовская Аравия. Макрон, взявший на себя роль чуть ли не верхового вершителя судеб Ливана, просто продавил согласие ливанских политиков на назначение Харири, пригрозив, что в противном случае никакой помощи от МВФ не будет. На Западе, да и в Эр-Рияде, возлагают на Харири надежды, что он сумеет «осадить» «Хезболлу» и стоящий за ней Иран. Тем более что представленный Макроном план по выводу Ливана из кризиса предусматривает как минимум два пункта, направленных на усмирение «Хезболлы». Во-первых, Париж предлагает правительству в Бейруте взять на себя ответственность за безопасность страны. И, во-вторых, гарантировать невмешательство в дела других стран. Ясно, что речь идет о боевиках «Хезболлы», устраивающих обстрелы и нападения на Израиль.
Харири планирует сформировать компактное, не более 14 человек, правительство технократов. Однако не все считают такой вариант подходящим. Так, глава парламентской фракции «Хезболлы» Мухаммед Раад считает, что не стоит сводить воедино ряд министерств и сокращать количество министров. Лидер СПД Басиль вообще предлагает разбавить министров-технократов шестью представителями основных политических партий и движений, превратив таким образом кабинет в политико-технократический.
Харири заявил, что не собирается занимать свое кресло более шести месяцев, видимо, рассчитывая, что за такой срок он сможет «ударными темпами» осуществить все, что содержит «дорожная карта» Макрона. А она кроме двух перечисленных выше пунктов предполагает борьбу с коррупцией, перезапуск экономики и восстановление инфраструктуры, банковскую реформу, изменение налогового законодательства. Только в случае выполнения всех требований Макрона в Ливане смогут собраться доноры, которые и окажут ему финансовую помощь.
Напомним, что Харири неоднократно бывал в России. Последний его визит состоялся в 2017 году. Тогда он встречался с президентом Владимиром Путиным, главой МИДа Сергеем Лавровым, секретарем Совета безопасности Николаем Патрушевым. Среди вопросов, которые обсуждались, были ситуация на Ближнем Востоке, состояние российско-ливанского взаимодействия в сфере безопасности, борьба с международным терроризмом. Кроме того, рассматривались возможности расширения военно-технического сотрудничества, в том числе поставки российского оружия.
По многим позициям точки зрения России и Ливана совпадают. Хотя Харири и считается политиком, ориентированным на Запад и Саудовскую Аравию, Бейрут всегда был заинтересован не только в установлении доверительных отношений с Россией, но и в покровительстве со стороны Москвы. Никаких «противопоказаний» как против Ливана, так и против Харири у Москвы нет.
комментарии(0)