На фото выступление премьер-министра Японии в парламенте. Фото Reuters
В парламенте Японии произнес программную речь избранный 16 сентября премьер-министром Есихидэ Суга. Он, фактически, подтвердил, что является продолжателем курса своего предшественника Синдзо Абэ. В частности, как и прежний премьер-министр, Суга хочет заключить мирный договор с Россией и, соответственно, решить «проблему северных территорий» - то есть вопрос о принадлежности Южных Курил. Только планов сделать это быстро в Токио больше нет.
В выступлении Суги японская пресса больше всего комментирует обращение к популярной сейчас в мире теме зеленой экономики. Премьер-министр пообещал, что к 2050 году Япония откажется от использования угля и до нуля сократит выброс парниковых газов. Это более амбициозная цель, чем у предыдущего правительства. Абэ говорил, что к 2050 году Япония сократит выброс парниковых газов на 80%. Это единственное отступление Суги от «абэномики». Так называется экономический курс, связанный, в первую очередь, со смягчением денежно-кредитной политики, которого придерживался предшественник нынешнего премьер-министра.
Суга говорил о том, что борьба с коронавирусом не должна мешать развитию экономики и еще раз подтвердил: Летняя Олимпиада в Токио в 2021 году состоится несмотря ни на что.
Говоря о внешней политике, премьер-министр подчеркнул важность отношений с США, что, впрочем, не помешает Японии и дальше требовать «снижения нагрузки» на остров Окинава, чьи жители недовольны масштабным присутствием там американских войск. В числе угроз безопасности страны Суга выделил прежде всего Северную Корею. Он подтвердил свою готовность встретиться с лидером КНДР Ким Чен Ыном, чтобы обсудить накопившиеся спорные вопросы.
В России же в первую очередь обратили внимание на упоминание Сугой проблемы мирного договора. Япония его хочет заключить давно. Для страны формальный мирный договор с Россией предусматривает еще и закрытие темы Южных Курил, которые японцы продолжают официально считать своей незаконно отторгнутой территорией. Подход Суги к этой теме, как явствует из его речи, несколько отличается от подхода Абэ. Он, не в пример своему предшественнику, не называет конкретные сроки, когда мирный договор может быть заключен. Суга лишь отметил, что это нужно сделать, «не откладывая до следующих поколений».
Любопытно, что в речи премьер-министра не упомянута советско-японская Декларация 1956 года. Этот документ, предусматривающий передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан после заключения мирного договора, когда-то Абэ называл основной для договоренностей с Россией. Впрочем, Суга не сказал и о совместном хозяйственном использовании Южных Курил, о котором часто говорил его предшественник.
В целом, судя по речи премьер-министра, проблема «северных территорий» не будет приоритетом нового правительства Японии. Теперь это лишь один из «вечных» внешнеполитических вопросов, который, наряду с территориальными спорами с другими соседями страны, не имеет быстрого решения.
комментарии(0)